Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Болонская академия живописи в 17 веке

На рубеже 16 – 17 столетий в связи с общими культурными изменениями и как реакция на маньеризм складывается академическое направление в живописи. Его принципы были заложены в одной из первых художественных школ Италии, в так называемой Болонской академии.

Карраччи Агостино Трое шутов
Карраччи Агостино
Трое шутов (Генри, Питер и Тино Амон)
1600, Национальный музей, Неаполь
Карраччи Лодовико Христос и ангелы в пустыне
Карраччи Лодовико
Христос и ангелы в пустыне
Галерея, Берлин-Далем

Основателями Болонской академии были братья Карраччи: Лодовико, Агостино и Аннибале, которые стремились к широкому использованию ренессансного наследия, призывая наряду с этим к изучению натуры. Однако натура, с их точки зрения, должна была перерабатываться и облагораживаться в соответствии с идеалами и канонами красоты, которые они видели в искусстве Высокого Возрождения. Их «Академия направленных на истинный путь» была открыта в 1585 году и явилась прообразом позднейших художественных академий. Это была большая мастерская, в которой преподавали не только практические, но и теоретические предметы: перспективу, анатомию, историю, мифологию, рисование с античных слепков и живопись.

В Болонской академии вместо цеховой выучки у отдельных художников ученик получал возможность обучаться основам теории и практики по единой разработанной педагогической системе, закрепляющей художественный опыт прошлого. Однако при всем положительном значении, которое имела академическая система обучения в области рисунка, основ перспективы и других предметов мастерства, она подходила к изучению художественного наследия с идеалистических позиций, утверждая достигнутые ранее результаты непревзойденным идеалом. Принцип изучения натуры, действительности постепенно был вытеснен эклектическим подражанием ренессансным художникам, установлением штампов и норм, тормозящих поступательное развитие искусства, обращенного к жизни.

Гверчино Святой Ромуальдо
Гверчино
Святой Ромуальдо
1641, Пинакотека, Ровенна
Карраччи Аннибале Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге
Карраччи Аннибале
Явление Христа
святому Петру на Аппиевой дороге

Аннибале Карраччи. Наиболее талантливым из братьев Карраччи был Аннибале (1560-1609), автор ряда алтарных образов и картин на мифологические сюжеты. Совместно с братьями он расписал палаццо Фарнезе в Риме (1597-1604). Цикл фресок на темы любви богов украшает свод галереи и часть стен. Большие плафонные композиции и окружающий их фриз, составленный из прямоугольных панно и круглых медальонов, между которыми расположены сидящие атланты, образуют сложную, законченную систему декора.

В расположении фресок Карраччи исходил из принципов, примененных Микеланджело в Сикстинской капелле, однако их образы утрачивают ту значительность и глубину, которые были свойственны крупным мастерам Возрождения. Введение пышных обрамлений, имитирующих скульптуру, и погоня за иллюзорной пространственностью приводят к господству принципов декоративности.

Академия братьев Карраччи нашла большое число приверженцев и последователей, в числе которых были Гвидо Рени (1575-1642), возглавивший после Карраччи болонскую школу, и Гверчино (Франческо Барбьери, 1591-1666), испытавший сильное воздействие Караваджо. Принципы Академии распространились далеко за пределами Болоньи и Рима.

Карраччи Картины ►

Гверчино Картины ►

Рени Гвидо Картины ►

История зарубежного искусства ►