Культура и искусство США
Середина и вторая половина 19 века
Период между 1820 и 1850 годами в США характеризуется стремительным развитием капиталистических отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектуре распространяются тенденции к грандиозным показным эффектам, к эклектизму. В Вашингтоне производится перестройка Капитолия (здания конгресса), который увенчивается громадным куполом.
С окончанием гражданской войны 1861 – 1865 годов наступает период интенсивного индустриального развития страны. Быстрый рост городов, теснота застройки, поднимающиеся цены на землю вызывают резкое увеличение высотности зданий, а к концу века – появление первых небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго, который был заново отстроен после пожара 1871 года.
Период от 60-х до 90-х годов был вторым этапом расцвета американской культуры, ознаменованным выступлением таких замечательных деятелей,
как Уолт Уитмен и Марк Твен – в литературе; Уинслоу Хомер, Томас Икинс, Джеймс Уистлер – в живописи; Сент-Годенс – в скульптуре.
Победа Северных Штатов в войне с рабовладельцами Юга и принятие закона об освобождении негров содействовали широкому распространению
демократических идей и пробуждению творческих сил народа.
Живопись. В американской живописи утверждается салонно-академическое направление,
которое должно было свидетельствовать о расцвете буржуазной Америки.
В эти годы широко распространяется пейзажная живопись, и прежде всего идеализированный пейзаж так называемой школы реки Гудзон. Его создатели писали в условном, декоративном, иногда мистико-символическом духе пейзажи реки Гудзон. В противовес идеалистическому направлению складывается лирическое направление пейзажа, передающее национальное своеобразие американской природы. Эмоциональны пейзажи М. Д. Хида «Приближающаяся буря» и Ф. X. Лейна «Залив в Мэне» (Бостон, Музей изящных искусств).
Маунт. С развитием демократического движения в середине 19 века в американской живописи зарождается бытовой жанр. С теплотой и вниманием изображают художники сценки деревенской жизни, с сочувствием показывают негров. Таковы картины У.-С. Маунта (1807–1868) «Ловля угрей в Сетокете» (1845, Куперстауп. Историческая ассоциация), «Игрок на банджо» (около 1855 года, Детройт, Институт искусств).
Графика и скульптура. Во второй половине 19 века в США складываются национальная графика и скульптура. В карикатурах Томаса Наста впервые появляются изображения, в которых олицетворяются демократическая и республиканская партии в виде осла и слона, дошедшие до наших дней.
Сент-Годенс. В различных городах США устанавливается большое число памятников. Крупнейшим мастером национальной скульптуры был Огастес Сент-Годенс (1848–1907), в произведениях которого обозначались черты сдержанно-спокойного, конкретно-точного, реалистического американского искусства. В Нью-Йорке находится созданная скульптором Сент-Годенсом конная статуя генерала Шермана, в Чикаго – памятник Линкольну (1887). В образе задумчиво стоящего президента – непреклонная воля, убежденность, человечность, выраженные в ясных, строго реалистических формах. Архитектура. На протяжении второй половины 19 века все резче обозначается расхождение путей развит изобразительного искусства и архитектуры. Поглощаемая техническими и конструктивными задачами, архитектура сохраняет лишь внешние формы, заимствованные из прошедших стилей всех времен и народов. Дольше других удерживалась мода на стилизацию под средневековую романскую и византийскую архитектуру. Это увлечение сменилось подражанием ренессансной ордерной системе.