Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Творчество Каспара Давида Фридриха

Природа стала главным объектом изображения художника Каспара Давида Фридриха (1774–1840), чья деятельность протекала главным образом в Дрездене. В своих пейзажах художник выражал чувство преклонения перед величием природы, а также переживания, полные мрачного раздумья и пессимизма.

Фридрих Гибель во льдах
Гибель во льдах, 1823, Кунстхалле, Гамбург
Фридрих Побережье в Вике
Побережье в Вике, 1834, Музей искусств, Лейпциг

Излюбленные мотивы пейзажей Фридриха – пустынные скалистые громады, которые он пишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями, игрой света, переливами красок на каменных глыбах. В лучах заходящего либо восходящего солнца они подчас утрачивают свою материальность, превращаясь в подобие миражей, – «Горный пейзаж» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина).

В картинах Каспара Давида Фридриха находят отражение и борьба немецкого народа против наполеоновского завоевания – «Могила Арминия» (1813) и растущая реакция, сковывающая творческие силы нации, – «Гибель корабля «Надежда» во льдах» (1822–1823, обе картины – Гамбург, Кунстхалле). Человек в пейзажах Фридриха – маленькая одинокая фигурка, затерянная в необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель, созерцающий туманные дали, уносящийся в мечту, – «Двое, созерцающие луну», (1819–1820 годы, Дрезден, Картинная галерея).

Более радостным настроением отличаются картины природы родного Фридриху селения. Поэтичны залитые солнцем «Луга под Грейфсвальдом» (1820–1830, Гамбург, Кунстхалле), напоминающие чудесные описания природы у писателей и поэтов-романтиков. Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произведениям немецкого искусства середины 19 века.

Фридрих Каспар Давид Картины ►

История зарубежного искусства ►