Творчество Эмануэля де Витте
и Питера де Хооха
Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (1617–1692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности. Сначала художник писал в красивой жемчужно-сероватой, холодной гамме церковные интерьеры, мастерски нарисованные, оживленные фигурами молящихся прихожан. Но интерес к различным сторонам жизни вел его на улицы городов, на рынки, где торговцы предлагают всяческую снедь многочисленным покупателям.
Так постепенно в искусстве де Витте складывается особый вид бытового жанра – изображение рынков. Полотна «Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (около 1668, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина) и многие другие позволили художнику в единой картине соединить пейзаж, натюрморт и жанровые сцены. В этих полных жизни картинах проявились устремления художника вырваться из узких рамок замкнутого буржуазного мирка.
Живописец Эмануэль де Витте в своих картинах создавал смелые пространственные построения, контрасты масштабов фигур на переднем и дальнем планах, гармоничные красочные и тональные решения. Эмануэль де Витте не изменил правде жизни и своим идеалам в то время, когда многие из голландских живописцев пошли на компромисс с буржуазными заказчиками. Оставшись без всяких средств к существованию, семидесятипятилетний художник повесился на перилах моста.
Иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 – после 1683), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер. В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. Внимание художника Питера де Хоох в равной мере распределяется на изображении спокойно-медлительных людей и интерьеров уютных маленьких комнат с многочисленными деталями обстановки, на игре света, льющегося через открытые окна и двери из чистеньких двориков и садиков. Картины «Хозяйка и служанка» (около 1657, Санкт-Петербург, Эрмитаж) и «Кладовая» (около 1658 года, Амстердам, Рейксмузеум), выдержанные в теплом колорите, с преобладанием золотистых тонов, привлекают поэтическим обаянием, симпатиями к простому человеку. Поздние работы художника, неглубокие но образным решениям, утрачивают демократизм, следуя патрицианским вкусам.
Питер де Хоох Картины ►
Эммануэл де Витте Картины ►
История зарубежного искусства ►