Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Хомер Уинслоу
Творчество, картины и биография

Хомер Восьмая склянка
Восьмая склянка, 1886
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Хомер Порыв ветра
Порыв ветра, 1876
Национальная галерея, Вашингтон
Хомер Туман надвигается
Туман надвигается, 1885
Музей изящных искусств, Бостон

В оппозиции к господствующим буржуазным вкусам стояло реалистическое искусство американского художника и графика Уинслоу Хомера (1836–1910). Хомер (Winslow Homer) родился 24 февраля 1836 года в Бостоне, учился у литографа, а затем в вечерней школе при Национальной Академии художеств в Нью-Йорке. Во время гражданской войны 1861–1865 годов Хомер был военным художником, посылая свои зарисовки в еженедельники. Участие в военных операциях и личные наблюдения обусловили глубокую правду его картины «Пленные с фронта» (1866, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), где верно переданы приподнятое настроение народа, его воодушевление и гордое чувство победы северян, выступавших за идеи прогресса и гуманности. При яркой характерности отдельных персонажей художник добивается цельности и монументальности общего решения композиции.

Картина Уинслоу Хомера «Порыв ветра».
В накренившейся под порывом ветра парусной лодке рыбак и трое мальчуганов, пересев на один борт, стараются восстановить равновесие. Написанная в тот же год, что и роман Марка Твена "Гекльберри Финн", эта картина передает свойственное детству чувство счастья, атмосферу свежего летнего дня. Подобное настроение типично для произведений Хомера середины XIX века. Творчество этого художника недаром считается самым ярким воплощением жизни сельской Америки 1860–1870-х годов.

Хомер Женщина и слон
Женщина и слон, 1877
Галерея Альбрахт Кнокс, Нью-Йорк

Надпись на лодке гласит «Глостер» – этот маленький городок в штате Массачусетс на побережье Новой Англии был очень популярен среди художников, да и сам Хомер на протяжении 1870-х годов неоднократно бывал здесь летом. Сюжеты картин Хомера и их трактовка заставляют вспомнить произведения французских импрессионистов, однако сам художник никогда не испытывал их прямого влияния. Наряду с Томасом Икинсом, также правдиво отображавшим повседневную жизнь, Уинслоу Хомер считается ведущим представителем американского реалистического стиля.

В последующих картинах Хомер, увлеченный поэзией мирной обыденной жизни, правдиво и искренне отображает ее различные стороны. Этическая значимость образов, внимание к пластической проработке формы, точный уверенный рисунок, холодный серебристый колорит характеризуют картины «Сельская школа» (начало 1870-х годов, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Обеденный час» (1870, Детройт, Институт искусств).

Искусство Хомера достигает вершины в период его работы на Багамских островах, где среди дикой северной природы он нашел новых героев – отважных людей, живущих в постоянной борьбе за существование. Напряженной, патетической динамикой и драматизмом полны его картины «Охотник и гончая» (1892, Вашингтон, Национальная галерея), «Гольфстрим» (1899, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Герой последней, одинокий негр, ведет отчаянную борьбу со стихией – бушующим океаном – в своей потерявшей мачту парусной лодке. Вера в человека труда, романтизация и героизация его образа сближают искусство живописца Уинслоу Хомера с поэзией Уолта Уитмена.

Само обращение художника Уинслоу Хомера к изображению людей, живущих на лоне природы, не затронутых развращающим воздействием буржуазной цивилизации, свидетельствует о неприятии им современной ему буржуазной действительности. Увлеченный героической романтикой подвига, Хомер был далек от социальных противоречий современности, с особой остротой проявляющихся в жизни города. Уинслоу Хомер скончался 29 сентября 1910 года в городке Праутс Нек.

История зарубежного искусства ►

Frederik Kaemmerer