Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Маньеризм в искусстве Италии

В связи с изменениями, происшедшими в Италии в 1520–1530-е годы, в искусстве распространяются явления, чуждые культуре Возрождения, получившие впоследствии название «маньеризм».

Аллори Сусанна и старцы
Аллори
Сусанна и старцы
1561, Музей Фабра, Дижон
Пармиджанино Мадонна с длинной шеей
Пармиджанино
Мадонна с длинной шеей
1535, Уффици, Флоренция
Понтормо Юноша с алебардой
Понтормо
Юноша с алебардой
1530, Собрание Стилмен, Нью-Йорк

Внутренний разлад и чувство бессилия перед неразрешимыми противоречиями, которые переживали многие живописцы Италии, приводили их к отказу от идеалов гармонической личности, к пессимистическому надлому, осознанию одиночества. Художники маньеризма насыщали свои произведения настроениями тревоги и беспокойства, религиозной экзальтации, а иногда чувственности.

Созданные живописцами маньеризма образы в большинстве своем отличаются внутренней хрупкостью, опустошенностью и холодностью. Деформация, крайне удлиненные пропорции фигур, причудливо извивающиеся линии, беспокойные ритмы характерны для произведений мастеров этого направления: Якопо Понтормо (1494–1557), Пармиджанино (1503–1540), Аллори Алессандро (1535–1607), Анжело Бронзино (1503–1572), Джорджо Вазари (1511–1574), Франческо Сальвиати (1510–1563), Якопо Тинторетто (1518–1594), и другие живописцы.

Искусство маньеристов, по сути своей антинародное и ложное, с преобладанием внешней формы над содержанием, вызвано было нарастанием субъективизма и болезненного излома, явившихся выражением кризиса гуманизма. Творчество художников-маньеристов было своего рода отражением феодальной реакции и получило распространение не только в Риме и Флоренции, но и в других удельных областях порабощенной и раздробленной Италии.

Пармиджанино Картины ►

Понтормо Якопо Картины ►

Аллори Алессандро Картины ►

История зарубежного искусства ►