Мексиканская школа
живописи и графики
Мысли, созвучные идеям Владимира Ленина о монументальной пропаганде, овладевают в 20 столетии сознанием передовых художников разных стран. Однако в Европе в 20 веке в ряде национальных школ традиция большого монументального стиля была утрачена полностью. Острые социальные идеи в монументальных формах находят воплощение в искусстве новых очагов художественной культуры – в странах Латинской Америки, занявших в 20–30-х годах 20 столетия одно из важнейших мест в авангарде мирового прогрессивного искусства.
Огромная заслуга в возрождении фрески и мозаики принадлежит мексиканской школе живописи, ее выдающимся, самобытным художникам: Хосе Клементе Ороско, Диего Ривере, Давиду Альфаро Сикейросу, Фриде Кало и другим мексиканским живописцам. Мексиканская монументальная живопись возникла в результате буржуазно-демократической революции 1910–1917 годов. Художники, связавшие свое творчество с деятельностью компартии, расписывали стены общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его революционной борьбы, созидательной деятельности. Они возродили традиции искусства ацтеков, древних майя, обратились к традициям монументального искусства итальянского Возрождения.
Несмотря на некоторые черты схематизма, моменты экспрессионистической деформации, художники-революционеры Мексики вписали яркую страницу в современное монументальное искусство. Философское обобщение социальных явлений жизни, умение проникнуть во внутренний смысл исторических событий характеризуют лучшие произведения монументальной мексиканской живописи, в которой народ – главный герой исторических событий.
Выдающийся памятник национальной монументальной живописи Мексики – фрески Хосе Клементе Ороско (1883–1949) в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922–1927), отмеченные огромной эмоциональностью. В его произведениях революция показана не только как победа, но и как жертвы и колоссальное напряжение сил народа. Он изображает трагическую сцену гибели революционеров («Окоп»), непреклонную волю к борьбе («Революционеры»). Изображены крестьяне в соломенных шляпах, с ружьями на плечах, тяжелой, усталой, но решительной поступью уходят они на фронт. Все объединены волевой целенаправленностью, широким ритмом тяжелых движений. Мужественность солдат подчеркнута контрастом легкого, стремительного движения догоняющих их женщин-солдаток.
В острых индивидуально-характерных образах выступают исторически типичные черты людей революционной эпохи. Герои Ороско внутренне сдержанны. Душевная жизнь сосредоточена на одной сильной страсти и переживаниях.
История Мексики, вооруженная борьба рабочих, аграрные реформы, борьба с неграмотностью запечатлены во фресках Диего Риверы (1886–1957), использующего пластику и композиционные приемы итальянской живописи Ренессанса, в фрески он вводит элементы древней мексиканской орнаментики и наивного фольклора. Внутренний двор Министерства просвещения, так называемый Двор Труда, украшен циклом фресок, посвященных труду (1923–1924), они исполнены в повествовательно-эпическом плаце. В фреске «Сахарный завод» единство ритма создает ощущение спаянности коллектива, мощного дыхания трудового процесса.
Картина Диего Ривера «Женщины, делающие тортиллы».
Простые цвета и формы передают мир и покой, парящие на кухне, где крестьянки готовят тортиллы. Эта работа исполнена в годы, когда Ривера обратился к фресковой живописи,
влияние техники фрески ощутимо в теплом и сияющем колорите, выражающем чувство ностальгии по простой обыденной жизни. Значительность картины определяется прежде
всего тем, как она изображает мексиканскую культуру. Здесь выразились взгляды самою художника на величие и достоинство человека.
Хотя прежде Ривера испытал влияние кубизма, это произведение показывает, что художник мог работать и в классической манере, используя столь близкие его сердцу мексиканские темы.
Кроме того, его вдохновляли древние культуры майя и ацтеков. Ривера принимал участие в мексиканской революции и на протяжении всей жизни оставался политически ангажированным художником.
Диего Ривера известен также своими большими стенными росписями.
Романтический пафос, страстное воодушевление с нотами тревожного беспокойства характеризуют творчество Давида Альфаро Сикейроса (1898–1974). Видя в искусстве средство воспитания народа и преобразования жизни, он разрабатывает проблему «активной композиции». Сикейрос по-новому решает связь живописи с архитектурой, отказывается от подчинения фрески плоскости стены и создает живописное динамичное пространство, сближающее изображение с окружающей жизнью. В фресках Сикейроса совмещается множество точек зрения, что предполагает обозрение композиции в процессе движения. Часто вводятся приемы фотомонтажа и т.д. Эти особенности отличают росписи Госпиталя в Мехико (1955), пронизанные настроением тревоги и борьбы. Иногда художник воплощает социальные, исторические и философские идеи в символической форме. В грандиозной фреске (площадью 100 квадратных метров) «Новая демократия» (1945, Мехико, Дворец изящных искусств), посвященной борьбе с фашизмом, устремленная к зрителю гигантская аллегорическая фигура женщины с трагическим лицом захватывает страстностью душевного порыва, глубиной отчаяния, тревоги и вместе с тем надежд. Напряженность движений, разрывающих оковы, подчеркнута гиперболизмом форм, их резкой лепкой плотными слоями красок. Золотисто-огненные тона фигуры молодой женщины, точно вырывающейся из мрака, достигают кульминации в ярко-красном пятне ее фригийского колпака; экспрессия усиливает патетику образа.
Картина Давида Альфаро Сикейроса «Смерть и погребение Каина».
Толпы людей словно предвкушают чудесное религиозное зрелище, но вместо этого их взорам открывается гротескная мертвая курица на вершине скалы.
Неспособность толпы понять всю абсурдность предмета своего поклонения, подчеркивает абсолютную бессмысленность ее миссии. Наряду с Диегой Риверой и Хосе Клементе Ороско.
Сикейрос был одним из основателей мексиканской настенной живописи послереволюционных лет. Эта картина напоминает стенные росписи художника; смелая по композиции и цвету,
она свободно сочетает в себе фантастическое и реальное, в чем можно видеть влияние сюрреализма и мексиканского народного искусства. Политический активист и революционер.
Сикейрос сидел в тюрьме и неоднократно высылался из страны. Ею пылкая живописная манера обладает огромной жизненной силой, она проникнута идеологией и полна
провокационных намеков. Сикейрос обновил технику настенной живописи применением новых материалов, соответствующих современной бетонной стене
(росписи и мозаики на стенах ректората университета в Мехико – «На службе наций», 1952–1954). Опыт мексиканской школы распространяется и в других странах Америки и Европы.