Абстракционизм в изобразительном искусстве Западной Европы и Америки
Нарастающие противоречия империализма, катастрофа первой мировой войны, наступление реакции, террора порождали в сознании многих людей чувство страха и бессилия перед жестокими силами, повергающими мир в хаос. Замыкаясь в личные мирки, представители интеллигенции, оторвавшиеся от народного движения, видели одну сторону действительности – трагический кризис общества. Их воззрения имели основу в философских теориях субъективного идеализма (махизм), отрицающего объективное существование реального мира, возможность его познания и отстаивающего независимость развития искусства от общественной жизни. Вместо борьбы с социальным злом они внушают человеку мысль о его психической и биологической неполноценности, о трагической неразрешимости противоречий жизни. В творческом процессе провозглашается главенство подсознательных сфер жизни (Фрейд), инстинктивные побуждения и влечения якобы определяют духовные устремления людей, их природу и поступки. Кризисные настроения сильнее всего выражены в абстракционизме и сюрреализме.
Абстракционизм – крайняя форма модернизма как последовательного разрушения реального зрительного образа, воссоздающего окружающий человека мир. Ранней формой абстракционизма стало «беспредметное искусство» (искусство, которое вычеркивает признаки, служащие для узнавания реальных предметов), зародившееся еще в 1909 году, сложившееся к 1912–1913 годам, но не выделившееся тогда в самостоятельное направление. Теоретиком и художником-«беспредметником» в России был Василий Кандинский (1866–1944), большую часть жизни проживший в Германии. Он стал также участником экспрессионистического направления. Поиски Кандинского не ограничивались только абстрактной формой. Живопись была для него выражением духовного, иррационального Начала («Импровизация», 1910). Мистицизм, характерный для декадентов начала 20 века, сочетался в его теориях с культом подсознательного начала, противопоставленного разуму и общественному сознанию. Кандинский видел в «абсолютной живописи» пятном путь к спасению от противоречий реального мира. В отличие от Кандинского, голландец П. Мондриан (1872–1944) – теоретик абстракционизма, – пришел к беспредметничеству через геометрическую стилизацию природы, начатую кубистами. Малевич (1878–1935), выступивший в России, соединил в супрематизме оба течения беспредметной живописи, стал выразителем мистической субъективной философии Шопенгауэра, Бергсона, Маха и др.
Беспредметное искусство выражало анархически-бунтарские тенденции, лихорадочное смятение и страх перед действительностью, в которой его создатели видели лишь торжество иррационального начала и хаос. Субъективный характер декларации художников-одиночек был далек от подлинной революционности. Не способные понять истинные движущие силы истории, ее закономерности, они оказались беспомощными перед социальной действительностью и стали все более замыкаться в кругу отвлеченных формальных экспериментов над линией, цветом, пятном и т.д. Внешне бунтарское искусство «беспредметников» было использовано на новом этапе 1920–1950-х годов реакционными художниками Запада, ищущими выход из социальных конфликтов в отрицании изобразительности, полном отказе от реальности. Абстракционизм стал самостоятельным ведущим направлением. Его представители исходили из убеждения, что в 20 веке связь искусства с формами жизни исчерпала себя, потому что человек не способен осознать мир и воплотить его в пластичных образах, в формах самой жизни.
Мнимое новаторство абстракционистов, нашедших, в отличие от «беспредметников», признание в кругах меценатствующих капиталистов, свелось к модернизации опыта «беспредметников» и приспособлению его к антигуманистической идеологии империализма. Утверждая самодовлеющее значение подсознательной сферы жизни, они рассматривают творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, во время которых художник смутно передает свои ощущения с помощью моторных движений мышц, то есть автоматически. Исходя из воззрений Кандинского, художники рассматривают творчество как исступление, в состоянии которого произвольно наносятся на холст отвлеченные экспрессивные линии и пятна красок, действующие непосредственно на нервную систему зрителя.
Абстракционисты исключают образную основу, составляющую суть художественного творчества. Каковы бы ни были их общественно-политические взгляды (небольшая часть этих художников занимает по ряду политических вопросов прогрессивные позиции), объективно их искусство выступает как яркое выражение буржуазной идеологии, помогает империализму уводить художников от общения с жизнью, лишает искусство возможности познать правду жизни, рассказать о ней народу.
Один из вариантов новейшего абстракционизма – «ташизм» от французского слова «таш» – пятно), распространившийся в 40-х годах 20 века во Франции и Америке. Художники пытаются создать живопись, изображающую бесформенность материи. Зритель должен сам составить любое оптическое представление из предложенных художником хаотических пятен и линий, нанесенных с помощью пульверизатора, штукатурной лопатки или выдавленных из тюбика красок. Глава течения – Джексон Поллок (1912–1956) в картине «Собор» (1947) вместо архитектурного пейзажа дает сумятицу красочных пятен и извилистых линий.