Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Творчество Ханса Хольбейна

Последним художником классического направления, возникшего в творчестве Дюрера, в искусстве немецкого Возрождения был Ханс Хольбейн Младший (Ганс Гольбейн) (1497–1543). В его творчестве уже ничего не осталось от готического искусства. Острый наблюдатель, он отличался спокойствием, трезвостью, ясностью суждений и чувством меры. Своим духовным развитием, сближающим его с художниками итальянского Ренессанса, он был обязан дружбе с гуманистами: Эразмом Роттердамским, Томасом Мором и другими. Любовь к знанию, интерес к античности, скептическое отношение к церкви характеризовали его с юных лет, хотя ему не было свойственно то углубленное размышление, те напряженные искания, то преобладание научного духа, которые отличали Дюрера. В нем больше любви к прекрасной форме, воспроизведению материальной красоты окружающего мира, которую он сочетает с предельной объективностью видения.

Хольбейн Томас Мор
Томас Мор
1527, Собрание Фрик, Нью-Йорк
Хольбейн Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский
1523, Музей искусств, Базель
Хольбейн Генрих VIII
Генрих VIII
1540, Национальная галерея, Рим

Ханс Хольбейн работал в области декоративно-монументальной и станковой живописи, гравюры; наиболее ярко его творческая индивидуальность проявилась в портретном жанре, достигшем кульминации в немецком искусстве 16 века. Ханс Хольбейн учился у отца – Ханса Хольбейна Старшего, начал свою деятельность в Аугсбурге, испытал воздействие вольной творческой атмосферы Базеля, побывал в Италии, но в дальнейшем жил и работал в Англии, при королевском дворе, оказав значительное воздействие на развитие английского искусства.

Зоркость восприятия характера, безупречная точность передачи внешнего облика сочетаются в портретах Ханса Хольбейна с выявлением остро подмеченных типичных сословных черт. Портретные композиции обогащаются действием, введением интерьера, обстановки, натюрморта, характеризующих умственный склад, профессию, социальное лицо портретируемого. Замкнутость, тишина базельского кабинета Эразма Роттердамского (1523, Париж, Лувр) оттеняют сосредоточенность ученого. Из полумрака интерьера светом выделен острый нервный профиль со скептической усмешкой, вкрадчивые движения рук. В портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем, Картинная галерея) обстановка говорит о деловитости, расчетливости данцигского купца. Указывая рукой на документы, он как бы степенно повествует о своей деятельности, уходящей далеко за пределы конторы. Содержание раскрывается через любовно переданные предметы. Многообразие цветовых пятен и дробных форм натюрморта подчинено основным красочным акцентам: черному и розовому – костюма, более холодному зеленому – стены.

В портретах позднего периода (1530-е годы) образы приподняты; проступают черты парадности, преобладают фронтальные композиции со сжатым пространством и вертикальным форматом, дающим возможность больше показать костюм, подчеркнуть монументальность форм. Художник достигает полной иллюзии воспроизведения мельчайших деталей, черт лица, многочисленных аксессуаров парадного костюма. Однако интерес к материальной достоверности частностей и декоративно-орнаментальным сторонам не заслоняет главного – характера изображенных людей. Художник воздействует в основном крупными цветовыми массами, объемом, силуэтом, ритмическое расположение деталей помогает раскрытию сущности образа.

Великолепие костюма оттеняет скромное лицо королевы Джейн Сеймур (1536, Вена, Историко-художественный музей), ее душевную чистоту и целомудрие. Сила характера поражает в портрете Моретта (1534–1536, Дрезден, Картинная галерея), французского посланника, изображенного в парадном костюме. За внешней представительностью и настороженностью подмечена затаенная игра страстей, натура человека умного, властного, несгибаемой силы воли, овеянного авантюрным духом века. Энергичные руки, крепко сжимающие оружие,– острые композиционные акценты. Темно-зеленые и темно-коричневые тона колорита и как контраст им белые пятна прорезей рукавов, врывающиеся в строгую гармонию, усиливают мрачность образа. Ханс Хольбейн выступает здесь как мастер, остро чувствующий неумолимую жестокость времени – «железного века» в истории Англии, как создатель точного исторического портрета.

Проницательность Ханса Хольбейна поражает в портретных зарисовках, характеризующих его как одного из великих рисовальщиков мира. Исполненные с натуры в качестве подготовительных этюдов, его карандашные портреты сочетают импульсивность натурного наброска с безупречной точностью и полнотой характеристик – результат острого анализа портретируемого. Художник наносил формы свободной и вместе с тем строгой, острой и трепетной линией. Иногда движения линии рождают своеобразную вибрацию, одухотворяющую образы Хольбейна, но при этом формы сохраняют пластическую полноту. Моделировка исполнялась легким тоном, тени скупы, градации света на поверхности лица тонки и неуловимы («Портрет Джона Пойнса», 1530-е годы, Виндзор, Королевская библиотека). Позже линия утратила у Хольбейна контурный характер, стала широкой и бархатистой. Ханс Хольбейн пользовался черным итальянским или серебряным карандашом, пером или тушью, для тонировки сангиной, иногда активно вводил цветные мелки и уголь.

Работы Ханса Хольбейна в гравюре на дереве продолжают высокие традиции Дюрера. Обратившись к исконным народным мотивам, он исполнил серию гравюр на дереве «Образы смерти» (1524–1526), проникнутых социальными и антиклерикальными идеями – перед лицом смерти люди всех сословий равны. В то же время в серии звучат тревожные настроения. Для Возрождения в Германии, Франции, Нидерландах в целом характерно контрастное восприятие действительности – эпикурейские мотивы наслаждения жизнью омрачаются постоянными мыслями о распаде и смерти. Этой мыслью проникнута и серия Хольбейна. В смешении иронии и патетики, сатиры и трагедии, бурлеска и философской мысли проявилось чисто ренессансное свободомыслие художника.

Трагический исход Крестьянской войны и победа феодальной реакции положили конец расцвету немецкого Возрождения. В середине века в творчестве многих мастеров наблюдается отклонение от реализма начала 16 века, появляется манерность. Во второй половине 16 столетия искусство Германии вступило в полосу длительного застоя.

Ханс Хольбейн Младший Картины ►

История зарубежного искусства ►