Живопись Западной Европы в конце 19 века и начале 20 столетия
Ведущее место в живописи Западной Европы в конце 19 века и начале 20 столетия занимала Франция. К 1880 году закончился в основном период расцвета импрессионизма. Официальным направлением в искусстве того времени оставалось эпигонское салонно-академическое, отмеченное печатью мещанской пошлости. На выставках парижского Салона конца 19 века вниманию публики предлагались то аллегорические и мифологические композиции, то натуралистические благообразные портреты, изображения нагих красавиц, мелочно-анекдотические жанровые картинки, лишенные демократического идейного содержания, и т.д.
Натуралистическое правдоподобие все более уступало в Академии место стилизации, отвлеченной символике, приводящей к условному декоративизму (Пьер Пюви де Шаванн, 1824–1898). Проявлялись субъективистские тенденции и мистицизм (Гюстав Моро, 1826–1898). В борьбе с рутиной академического искусства за высокие эстетические ценности протекают искания лучших мастеров конца 19 века и начала 20 столетия. Традиции импрессионизма в жанровой и лирической пейзажной живописи развивают жизнерадостный, многокрасочный, в своей палитре живописец Пьер Боннар (1867–1947) и тонкий поэт старых улочек и домов Парижа художник Морис Утрилло (1883–1955).
Однако нарастающий конфликт между личностью и обществом, отсутствие связи большинства вновь выступивших в искусстве в конце 19 и начале 20 века крупных мастеров с демократическим движением нового пролетарского периода определили противоречивость их творчества. Сужение интересов личности, дегуманизация культуры замыкали творчество многих художников вокруг формально-профессиональных вопросов, в сферу субъективных переживаний.
Наиболее значительные явления в живописи этого периода характеризуются творчеством художников, которые стали играть видную роль во французском искусстве несколько позже, чем импрессионисты: Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Гоген и другие живописцы. Большинство из них усвоили достижения импрессионистов. Однако их этюдному видению, фиксирующему текучие, нестойкие явления природы, новое поколение художников противопоставило задачу раскрытия внутренней сущности явлений, их гармонии и красоты. Обращаясь к традициям большого искусства прошлого, они хотели вернуть картине ее целостность и композиционную законченность.