Флорентийская скульптура раннего Возрождения
Новые тенденции, проявившиеся в живописи Флоренции последней трети 15 века, ясно обозначались в скульптуре, развивавшей традиции реалистической пластики первой половины пятнадцатого столетия.
Вероккьо. Наряду с Боттичелли одним из характерных выразителей флорентийской культуры последней трети 15 столетия был скульптор и живописец Андреа дель Вероккьо (1435/1436–1488), также работавший в основном по заказам Медичи. Начав свою деятельность ювелиром, он перенес точность и законченность отделки деталей в станковую и монументальную пластику. Его мастерская, в которую устремляются многие ученики, становится одним из центров натурной штудии, изучения анатомии и движения.
Созданная Вероккьо бронзовая статуя «Давид», (1476, Флоренция, Национальный музей) по трактовке решительно отличается от «Давида» Донателло. С торжествующим видом победителя, в вызывающе горделивой позе стоит герой около головы поверженного великана. Демократизму и скромности «Давида» Донателло Вероккьо противопоставил аристократическое изящество и утонченную грацию хрупкого юноши, облаченного в нарядные воинские доспехи.
Еще нагляднее выступает разница между искусством Вероккьо и его замечательного предшественника при сравнении наиболее значительных их произведений – статуи кондотьера Коллеони (1479–1488, установлена на площади Сан-Джованни э Паоло в Венеции после смерти Вероккьо), со статуей спокойно-уверенного Гаттамелаты. Образ Коллеони полон внутреннего напряжения, неукротимой воли к победе, неистовой жестокости, воинственности. Его резкий разворот в пространстве позволяет выявить четкий характерный силуэт. Мощная лепка форм всадника и коня, изысканная обработка деталей позволяют рассматривать этот монумент как с дальней, так и с близкой точек зрения. Вместе с «Гаттамелатой» Донателло «Коллеони» Верокьо стал классическим образцом конной статуи, созданной в эпоху Возрождения.
Дезидерио да Сеттиньяно Скульптуры ►
Вероккьо Андреа Скульптуры и картины ►
История зарубежного искусства ►