Скульптура Франции второй половины 17 века
Во второй половине 17 века французская скульптура достигла значительного расцвета, но в ней превалировали декоративные формы связанные с архитектурой и садово-парковым искусством. Черты холодного рассудочного классицизма сочетались с элементами барочного пафоса. Среди скульпторов, работавших в Версале, наиболее известны Франсуа Жирардон (1628–1715), автор мифологических и аллегорических скульптурных групп («Купающиеся нимфы») и конных монументов Людовика XIV (сохранились копии в Лувре и Эрмитаже), и Антуан Куазевокс (1640–1720), автор парадных и реалистических портретов, аллегорических фигур рек в Версале, конных скульптур и надгробий.
Строгая регламентация вкусов при французском дворе не могла, однако, полностью исключить проявлений творческой жизни. Реалистические устремления в искусстве второй половины 17 века нашли выражение в творчестве Пьера Пюже, произведения которого резко выделялись на фоне господствующего декоративного барочно-классицистического направления французской скульптуры.
Пьер Пюже. Самобытное многогранное дарование Пьера Пюже (1620–1694), архитектора, скульптора, живописца, сложилось вдали от Версаля. Он работал главным образом в Тулоне и Марселе. Художник драматического темперамента, Пюже был неистощим в своих замыслах. Сын марсельского каменщика, он начал свою деятельность как резчик по дереву, украшавший военные королевские галеры. Искусство резьбы открыло ему путь к монументальной скульптуре. В атлантах, поддерживающих балюстраду балкона ратуши Тулона, он создал трагические образы обреченных титанов, вступивших в борьбу с непреодолимой судьбой («Атланты», 1656).
Воплощением человеческого страдания и стоического героизма воспринимается статуя «Милон Кротонский» (1682, Париж, Лувр, ил. 204), исполненная Пюже для Версальского парка. Это изображение могучего атлета, который, попав рукой в расщеп дерева, становится жертвой разъяренного льва. Все существо героя полно страстного стремления освободиться от сковывающих пут. В искаженном от мук лице, в напряженном спиралевидном движении могучего тела с вздувшимися мышцами раскрыта неукротимая сила человека. Статуя Милона с ее клокочущим, могучим пламенем чувств резко выделялась на фоне окружающего строго упорядоченного ландшафта Версальского парка.
Последнее двадцатилетие 17 века проходило во Франции под знаком постепенного вырождения абсолютной монархии и усиления реакции. Войны, безудержное расточительство Версаля, государственные долги и все более возрастающий налоговый гнет обескровили Францию. Деспотический характер внутренней политики Людовика XIV вызвал волну народных восстаний. В искусстве шел процесс разложения классицизма с его регламентацией, усиливался интерес к народному творчеству, к фольклору, к жизни различных слоев общества того времени. Развитие реалистических тенденций сопровождалось появлением новых жанров и зарождением интереса к частным, интимным сторонам жизни человека, все это предвосхищает искусство 18 века.