Алесси Галеаццо
Архитектура и биография
Алесси Галеаццо (Alessi Galiazzo) (1512–1572)
Итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Родился в Перудже, в семье кеаменщика.
Учился в Перудже у Антонио Сангалло и Бальдассаре Перуцци, затем в Риме у Микеланджело. Галеаццо Алесси работал главным образом в
Генуе, где, используя неровности местного рельефа, создал тип расположенного на
крутом склоне городского дворца с террасной композицией внутреннего пространства
(палаццо Пароди, 1567), обогащенного динамичным сочетанием аркад, двориков,
вестибюлей, лестниц (дворец Марино в Милане, вторая половина 16 столетия).
Среди основных церковных построек архитектора Алесси Галеаццо – монументальная, по плану близкая микеланджеловскому проекту собора святого Петра в Риме церковь Санта-Мария Ассунта ди Кариньяно в Генуе (1552), в архитектурных формах которой черты зрелого Возрождения сочетаются с элементами, зарождающегося барокко.
Расцвет архитектурной школы Генуи начался с середины 16 века, когда один из крупнейших итальянских архитекторов этого времени Галеаццо Алесси, умбриец по происхождению, прошедший серьезную школу в Риме на изучении построек Микеланджело, перенес свою основную деятельность в Геную. Главные достижения генуэзских мастеров связаны с дальнейшей разработкой типа городского дворца, которому они сообщили особую роскошь и великолепие. Генуэзские палаццо отличаются большей живописностью своего облика, дифференцированностыо объемов и пространственной сложностью, нежели дворцы Тосканы и Рима.
Так, известные постройки Алесси – палаццо Саули (1555, сохранился частично) и палаццо Леркари-Пароди (начат в 1567) – представляют собой чередование расположенных на одной оси закрытых и открытых помещений – богато украшенного вестибюля, парадных лестниц, залов и внутреннего двора.
Благодаря мастерскому использованию характерного для Генуи крутого рельефа эти помещения расположены на разных уровнях, поднимаясь уступами от входа до завершения анфилады, что в сочетании с искусным применением порталов, аркад и лоджий придает им впечатление исключительного пространственного богатства. Те же приемы еще более последовательно применены в палаццо Дориа-Турси (1564), сооруженном наиболее даровитым из учеников Алесси – архитектором Рокко да Лурага.
Своими пространственными композициями работы Алесси и его школы прокладывали путь дворцовым постройкам эпохи барокко. Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройностью. Нижний этаж обычно обработан рустом, второй и третий этажи объединены каннелированными пилястрами большого ордера. Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась).