Бернини Лоренцо
Скульптуры и биография
Бернини Джованни Лоренцо (Bernini Giovanni Lorenzo) (1598–1680)
Итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Работал в Риме, в 1665
посетил Париж. В произведениях Лоренцо Бернини, крупнейшего мастера римского и всего
итальянского барокко, ярко воплотились принципы этого стиля: драматичная
эмоциональность, эффектная театральность образов, активное взаимодействие
архитектурных и пластических масс с пространством.
Работы Лоренцо Бернини выделяются пространственным размахом, парадной пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств. В ансамбле площади Святого Петра (1657–1663), архитектуре церкви Сант-Андреаль Квиринале (1653–1658), оформлении парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане (1663–1666) Бернини для организации больших пространств виртуозно использовал мощные колоннады, контрасты выпуклых и вогнутых форм, добиваясь при этом впечатления напряженного равновесия всех частей здания.
Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой Святого Петра, 1657–1666, и другие), а также отдельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетал различные материалы, использовал раскраску, позолоту, световые эффекты; по-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигал почти натуралистической имитации блеска и мягкости кожи, фактуры тканей.
Скульптурам Лоренцо Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью (“Экстаз Святой Терезы”, мрамор, 1644–1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме). В видении Святой Терезы Авильской ангел пронзает ее сердце золотым копьем. Экстаз физический и духовный – символ любви Святой Терезы к Богу – демонстрирует силу ее мистического опыта. Эта мраморная группа являет собой совершенный образец барочного духа в скульптуре – она наполнена драматизмом и душевным волнением.
Виртуозность в исполнении и утонченность скулыптур Бернини напоминает одновременно работы Микеланджело и античную пластику, а также сочетает в себе стилистические черты его современников – Караваджо, Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Превосходный архитектор и скульптор, Бернини на всем протяжении золотого века римского искусства фактически монополизировал папские заказы.
В творчестве Бернини сформировались также типы парадного портрета-бюста эпохи барокко, сочетающего реалистическую достоверность облика с психологической остротой и бравурной декоративной пышностью (портрет Людовика ХIV, мрамор, 1665, Национальный музей Версаля и Трианонов), барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639–1646), римского скульптурного декоративно-эффектного фонтана (фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырех рек на Пьяцца Навона, 1648–1651, и другие). Творчество Бернини оказало огромное влияние на европейское искусство 17 и 18-го столетий.