Берлингьери Бонавентура
Картины и биография
Берлингьери Бонавентура (Berlinghieri Bonaventura)
Итальянский живописец эпохи раннего готического искусства (1218–1274). Предположительно родился в Лукке.
Бонавентура был, может быть, наиболее успешным из трех сыновей Берлингьеро ди
Миланезе, продолжившим традицию его мастерской. С ним связано довольно много
упоминаний в лукканских архивных документах, в частности сообщается, что в 1244
году он участвовал в декоративном оформлении покоев архидиакона Лукки, написав
птиц и орнаментальные мотивы (ныне эти росписи утрачены). Такой заказ – свидетельство высокого ранга художника.
Единственной работой, на которой стоит подпись Бонавентуры Берлингьери, является известный алтарный образ «Святой Франциск Ассизский и сцены из его жизни» (1235, церковь Сан Франческо, Пешия). Портрет Франциска Ассизского, высотой 1,6 метра был написан Бонавентура Берлингьери всего через 9 лет после кончины святого, и очень вероятно, что имеет черты сходства с самим прототипом.
Это исключительно интересный пример живописи первой половины 13 века. Фигура Франциска, и клейма с изображением сцен из его жизни написаны в византийской манере. Поскольку она считалась в то время священной, истинной, то очевидно, что Бонавентура, идя навстречу пожеланиям заказчиков-францисканцев, стремился с ее помощью придать Франциску Ассизскому, человеку, жившему совсем недавно, «иконописный статус», «канонизировав» его с помощью живописных средств.
Существует еще несколько произведений, приписываемых Бонавентуре Берлингьери или его мастерской – диптих «Мадонна с младенцем» и «Распятие», (1260–1270, Галерея Уффици, Флоренция), «Крест» (Палаццо Барберини, Рим), «Крест» (церковь Санта Мария Ассунта, Терельо), «Стигматизация святого Франциска» (Галерея Академии, Флоренция), но их атрибуции время от времени оспариваются разными исследователями в точности так же, как оспаривается сама роль Бонавентуры Берлингьери в истории живописи 13 века: одни специалисты считают его представителем итальянского «национального стиля», другие упрекают в том, что он был чужд великому обновлению искусства.