Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Бордоне Парис
Картины и биография

Бордоне Парис (Bordone Paris) (1500–1571)
Венецианский живописец эпохи Позднего Возрождения и маньеризма. Ученик Тициана. Испытал влияние Порденоне, Лотто, Моретто. Первый заказ получил в 1518 году. Работал в Венеции, Тревизо, Милане, Генуе. По свидетельству Вазари, Парис Бордоне в 1538 посетил Францию и работал в Фонтенбло, а затем в Аугсбурге по заказам патрицианской семьи Фуггеров.

Бордоне Парис Чудо с кольцом
Чудо с кольцом, 1534,
Галерея Академии, Венеция

Ученика Тициана Париса Бордоне выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Таковы его "Святое семейство" (Милан, Пинакотека Брера), "Вручение дожу перстня святого Марка" (1534; Венеция, Академия). В позднейших работах Париса Бордоне чувствуется сильное влияние маньеризма и определенный упадок мастерства. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. Особо следует упомянуть "Венецианских влюбленных" (Пинакотека Брера, Милан), полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования.

В картине "Чудо с кольцом" (1534, Галерея Академии, Венеция) спасенный Святым Марком рыбак вручает его кольцо дожу Венеции. Хотя, как считалось, событие это произошло мною столетий тому назад, художник изобразил его участников в современных костюмах. В качестве прототипов для своих персонажей он также избрал известных тогда венецианцев и самого дожа. Богато декорированные колонны, аркады и апсиды придают репрезентативный характер этой картине, представляющей собой достойный образец венецианского искусства эпохи позднего ренессанса и периода маньеризма. Бордоне был выдающимся портретистом, а также мастером пейзажа, жанровых и мифологических сцен.

Временем наибольшего творческого расцвета творчества Париса Бордоне были 1520–1530–е годы. В 1520–х он разрабатывает один из излюбленных мотивов раннего Тициана, трактуя традиционные темы "Мадонна со святыми" и "Святое Семейство" как идиллические сцены спокойного отдыха и тихой беседы на фоне буколического пейзажа с зелеными лугами, округлыми кронами деревьев, далекими холмами ("Святое Семейство со святой Екатериной", Санкт-Петербург, Эрмитаж; "Святое Семейство", Милан, галерея Брера; "Мадонна со святыми", Глазго, Художественная галерея; "Мадонна со святыми Георгием и Иоанном Крестителем", Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Красота широко расстилающегося пейзажа и романтические интонации определяют характер алтарной композиции "Битва святого Георгия с драконом" (ок. 1525, Ватикан, Пинакотека). Лучшей и наиболее известной работой художника Париса Бордоне является монументальное полотно "Чудо с кольцом" (1534, Венеция, галереи Академии), посвященное одной из исторических легенд Венеции – передаче рыбаком венецианскому дожу кольца, полученного от Святого Марка.

Опираясь на традиции исторических и повествовательных композиций мастеров 15 века Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо, художник Парис Бордоне создает историческую композицию нового типа. Огромную роль в картине играет великолепная архитектура, создающая атмосферу праздничного триумфа, определяющая образное начало всей композиции. Насыщенные контрасты света и глубоких теней подчеркивают грандиозность и богатство архитектурных форм открытого павильона, где восседают дож и его приближенные, мощь колоссальной арки, в пролете которой открывается великолепная панорама уходящих в глубину мраморных дворцов, купающихся в солнечном сиянии. Такая же панорама становится главным мотивом фона в картине "Вирсавия" (ок. 1543, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг).

Однако искусство Бордоне уже утрачивает былую гармонию; безуспешно пытаясь овладеть складывавшимися в Венеции новыми элементами изобразительного языка, он сообщает позам, жестам, движениям своих персонажей надуманность и искусственность. Эти элементы нарастают в его поздних многофигурных композициях. В 1550–1560–х годах Бордоне создает ряд аллегорических композиций ("Двое влюбленных в виде Марса и Венеры, увенчанных Победой", 1560, Вена, Музей истории искусства) и серию женских портретов, т. н. куртизанок (Лондон, Национальная галерея; Вена, Музей истории искусства), холодных и эффектных, с тщательно выписанными хитроумными прическами и бликующими складками пышных одеяний.