Корреджо
Картины и биография
Корреджо (Correggio) (около 1489 – около 1534)
Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения.
Настоящее имя Антонио Аллегри (Antonio Allegri). Работал в Парме и Корреджо; испытал
влияние Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Доссо Досси.
В 1518–1520 годах Корреджо посещал Рим, где обучался тонкостям и духу,
уже ставшей классической, живописи великих художников Возрождения.
Исполненные поэтического очарования и мягкой грации произведения художника Корреджо знаменуют сложение в рамках ренессансной культуры новых художественных принципов. Игривая легкость и декоративное изящество его росписей в монастыре Сан-Паоло в Парме (около 1520) сменяются экспрессивным динамизмом фресок церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520–1523) и собора (1526–1530) в Парме, сложные ракурсы и вихреобразная композиция которых предвосхищают пространственные эффекты барокко.
В картине Корреджо “Рождество Христово” Младенец Христос озаряет пространство божественным светом, светом столь ярким, что женщина у его ног принуждена заслонять глаза от этого ослепительного сияния. В этом полотне художника, асимметрично построенная сцена полна движения. Посох пастуха ведет взгляд зрителя в глубь композиции, направляя его вверх, к ангелам, которые в свою очередь указывают вниз на Младенца. Эта пронизанная трепетом картина типична для позднего стиля Корреджо. Передача движения и драматизм в этом произведении предвосхищают стиль барокко 17 столетия.
На фреске купола церкви Сан-Джованни Эванджелиста художником Корреджо изображена сцена "Явления Христа Иоанну Евангелисту на Патмосе"; святой Иоанн смотрит на Христа спускающегося в ореоле света. Одиннадцать апостолов расположены своеобразным рядом на облаках. Лишенная какой бы то ни было архитектурной декорации эта сцена ритмизирована группами облаков и фигурами апостолов расположившихся подвое. В этой росписи Корреджо демонстрирует абсолютное знание перспективы и анатомии полученное у Мантеньи и Микеланджело а также световоздушной среды унаследованное от Леонардо и венецианских художников. Кроме того, он создал структурную модель, заимствованную художниками эпохи барокко в частности Ланфранко мастером, родившимся в Парме и очарованным творением Корреджо. Позже на внутренней поверхности арок купола Корреджо написал восемь монохромных ветхозаветных фигур.
Религиозные картины Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, выделяются грациозностью легких движений и поз, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, изменчивым колоритом (“Мадонна со святым Франциском”, 1514–1515, Картинная галерея, Дрезден). Для усиления эмоционального звучания Корреджо прибегал иногда к эффектам контрастного ночного освещения (“Святая ночь” или “Поклонение пастухов”, около 1530, Картинная галерея, Дрезден).
Фреска в куполе собора в Парме является кульминацией творчества Корреджо; здесь логически завершаются поиски художника начатые в росписях в Камере ди Сан-Паоло и в церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Однако в росписи в пармском соборе Корреджо приходит к другому художественному решению в силу внушительных размеров купола очень глубокого на восьмигранном основании прорезанном восемью окулюсами. Корреджо создал здесь бесконечное и сияющее пространство объединившее барабан и купол темой и цветом: барабан играет роль балюстрады на которой расположены фигуры апостолов устремивших взгляды к небу. Но на земле обозначенной краем парапета разворачивается сцена "Успения Марии" а хоровод ангелов поднимает Мадонну на небо увлекая с ней святых и всех библейских персонажей; навстречу им спускается святой Михаил.
Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых. Эта фреска – одна из величайших работ Антонио Аллегри Корреджо, фреска, которая являет ошеломляющую массу кружащихся фигур. Корреджо стремился создать у зрителя ощущение, что тот созерцает у себя над головой красоту небесную.
В 1524–1526 годах Корреджо исполняет множество картин показывающих его стилистическую эволюцию: ритм становится еще более необузданным цвет более интенсивным а чувства обостряются. Эти произведения предвещающие эпоху барокко были высоко оценены художниками 17 века. Поиски ритма и освещения динамичных фигур характерны и для религиозных и мифологических картин Корреджо. Так картины “Мадонна с миской” (1529–1530, Парма, Национальная галерея); “Святой Иосиф” (Неаполь, Каподимонте); “Мадонна со святым Георгием” (1531–1532, Дрезден, Картинная галерея) построены на игре косых штрихов и световых пятен.
С 1530 Корреджо по заказу герцога Мантуанского Федериго Гонзага создает серию “Любовные похождения Юпитера” (“Даная”, Рим, галерея Боргезе; “Ио и Ганимед”, Вена, Музей истории искусства). В эти же годы он пишет в темпере две аллегорические картины “Пороки” и “Добродетели” для студиоло Изабеллы д'Эсте (Париж, Лувр). Гибкостью композиции, утонченным гедонизмом и эротикой отмечены произведения Корреджо на темы античной мифологии (“Юпитер и Антиопа”, 1521–1525, Лувр, Париж; “Леда и лебедь”, около 1530, Картинная галерея, Берлин-Далем).