Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Креспи Джузеппе Мария
Картины и биография

Креспи Джузеппе Мария (Crespi Giuseppe Maria) (1665–1747)
Итальянский живописец эпохи позднего барокко. Учился в Болонье. Изучал живопись Корреджо, Барроччи, Гверчино, Маццони, офорты Рембрандта. Работал в Болонье, Венеции, Модене, Флоренции и других городах Италии. Полемизируя с академическими принципами болонской школы, Креспи стремился к естественности, жизненной и эмоциональной выразительности образов.

Креспи Джузеппе Мария Женщина ищущая блох
Женщина, ищущая блох, 1720–е
Музей Лувр, Париж
Креспи Джузеппе Мария Гекуба и Полимнестор
Гекуба и Полимнестор, 1715
Королевский музей, Брюссель

В пасторальных и мифологических композициях (“Пастушка и пастух”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), портретах (“Автопортрет с семьей”, Уффици), жанровых картинах (“Прачка”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) он, используя эффекты освещения, напряженность богатой оттенками землистой цветовой гаммы, динамичный пастозный мазок, придавал бытовым мотивам драматическую остроту и романтическую взволнованность.

В алтарных образах, исполненных до 1700 года, он следовал классической болонской традиции 17 века (“Казнь десяти тысяч мучеников”, Болонья, собор Санто Спирито). Однако во фресках плафона болонского палаццо Пеполи (1691–1692) на тему «Времена года» проявился отход от возвышенной идеализированной трактовки сюжета в манере болонцев. Персонажи традиционной барочной аллегории трактованы с жизненной достоверностью, а порой и с гротеском. Сборище богов на Олимпе выглядит приближенным к земным сценам народных празднеств. Отступлением от возвышенного толкования мифа в духе болонцев явились и ранние полотна “Кентавр Хирон учит Ахиллеса стрельбе из лука”, “Эней, Сивилла и Харон” (около 1700, оба – Вена, Художественно-исторический музей). Антиакадемичны по избираемым сюжетам и их трактовке «вакханалии» Креспи “Сон амуров” (около 1712, Лейпциг, Музей изобразительных искусств); “Нимфы, обезоруживающие амуров” (Вашингтон, Национальная галерея; Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина). Античные идиллии с веселящимися на лоне природы нимфами и амурами напоминают сцены народных гуляний, полные искреннего веселья.

Высшим достижением бытовой живописи 18 века стали картины Джузеппе Мария Креспи “Ярмарка в Поджо-а-Кайяно” (около 1708, Флоренция, Уффици), “Ярмарка” (около 1709, Эрмитаж) с изображением многолюдных народных сцен. В них проявился интерес к графике Калло, знание произведений фламандских мастеров 17 столетия, работавших в жанре бамбоччаты. Полотна Креспи были созданы во время его работы во Флоренции, при дворе тосканского герцога Фердинанде Медичи, в коллекции которого было много работ голландских живописцев. Сцены художника Джузеппе Мария Креспи не описательны, как у голландцев, в них нет гротеска французского гравера, живописца интересует общая колористическая звучность костюмов, конкретность в написании отдельных фигур первого плана на фоне несколько размытого фона.

Наиболее ярко творческая манера художника Джузеппе Мария Креспи проявилась в его шедевре – серии картин “Семь таинств” (1708–1712, Картинная галерея, Дрезден), где скользящие блики мертвенно холодного света, контрастирующие с густыми коричневыми тенями, сдержанная экспрессия поз и жестов создают атмосферу душевного напряжения и скорбной отрешенности.

Edgar Degas