Доссо Досси
Картины и биография
Доссо Досси (Dosso Dossi) (около 1479–1542)
Собственно, Джованни де Лутеро (Giovanni de Lutero). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения.
Родом происходил из Мантуанской области или из Трентино. Учился в мастерской Лоренцо Косты,
испытал влияние Джорджоне и Рафаэля. Досси работал при дворе герцогов в Ферраре, а также в Модене, Мантуе и Венеции.
Феррарская школа находилась в особом положении по отношению к школам террафермы.
Сверкающие доспехи полководца и его воинов на заднем плане батальной композиции “Альфонсо д'Эсте” подчеркивают монументальный характер портрета, написанного живописцем Доссо Досси. Изображенный на нем герцог Феррары Альфонсо не раз возглавлял свою армию в бою, отражая угрозы со стороны Папского государства и Венеции. Альфонсо д'Эсте был не только выдающимся полководцем, но также просвещенным меценатом, соперничавшим с римским папой в приглашении самых замечательных из современных ему художников для исполнения заказов (правда, несмотря на все старания, герцог Феррары так и не смог уговорить Рафаэля или Микеланджело выполнить для него какую-либо работу).
В Ферраре сохранилось правление герцогов д'Эсте, именно отсюда проистекают черты той придворной парадности, которая в сочетании с известной провинциальной замкнутостью традиций определила несколько тяжеловесный и холодный, перегруженный декоративными деталями стиль феррарского искусства 16 века, не сумевшего развить интересные начинания своих кватрочентистских предшественников. Наиболее значительным художником этого периода был Доссо Досси, проведший свою молодость в Венеции и Мантуе и обосновавшийся в Ферраре с 1516 года.
В своем творчестве Доссо Досси опирался на традиции Джорджоне и Франческо Косса, традиции трудно соединимые. Опыт тицианского этапа остался ему чуждым. Большинство композиций зрелого Досси отличает блестящая холодная живопись, мощь несколько тяжеловесных фигур, перегрузка декоративными деталями (“Правосудие”; Дрезден, “Святой Себастьян”; Милан, Пинакотека Брера).
Наиболее интересной стороной в творчестве Досси является его интерес к развернутому пейзажному фону, подчас занимающему господствующее положение в картине (“Мелисса”, 1515, галерея Боргезе). Доссо Досси принадлежит также ряд законченных пейзажных композиций, представляющих для того времени большую редкость, образцом которых может служить “Пейзаж с фигурами святых” (Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Объединяя традиции феррарской и венецианской школ, писал отмеченные повышенной эмоциональностью и романтичной взволнованностью картины с мифологическими, аллегорическими, религиозными сценами, часто помещенными на фоне поэтически-сказочного, проникнутого движением пейзажа (“Аполлон и Дафна”, 1530–е годы, Галерея Боргезе, “Юпитер, Меркурий и Добродетель”, 1518, Королевский замок, Краков; “Бахус”, 1524, Частное собрание; “Поэт и муза”, Национальная галерея, Лондон). Досси работал также в области монументально-декоративной живописи (росписи виллы Империале близ Пезаро, 1530).
Доссо Досси иногда работал с братом Баттистой Досси. Баттиста учился в Риме у Рафаэля. Оба брата работали главным образом для феррарских герцогов д'Эсте, однако от выполненных ими росписей герцогских дворцов и замков почти ничего не осталось. Доссо Досси являлся главным придворным художником семьи д'Эсте, вместе с братом Батистой он писал для них мифологические композиции, портреты и декоративные фрески. Манера, в которой исполнены его портреты, сродни венецианскому искусству того времени – так, в портрете Альфонсо д'Эсте ясно различается влияние Тициана.
Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо, в творчество братьев Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещенного таинственным, мерцающим светом. Сохранились их станковые картины и портреты, свидетельствующие о том, что Доссо значительно превосходил брата талантом (он считался главой феррарской школы живописи). Точно разграничить творчество обоих братьев затруднительно. Старший брат (Доссо Досси) умер в 1542, младший (Баттиста Досси) – в 1548 году.