Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Фердинанд Лееке
Картины часть 2

К концу XIX века Лееке становится самым известным немецким художником, связанным с визуальными репрезентациями нибелунговского цикла. Помимо потрясающих сцен вагнеровских опер, картины живописца Фердинанда Лееке имели своей темой германскую мифологию, фольклор и историю Германии, литературу о короле Артуре, классическую мифологию, средневековые темы и мифы, повседневную жизнь и быт древних германцев, а также сцены, связанные с викингами.

Фердинанд Лееке Набег викингов
Набег викингов, 1901
Фердинанд Лееке Фавн и русалка
Фавн и русалка, 1909
Фердинанд Лееке Лесная красавица и пастух
Лесная красавица и пастух, 1921

Картина «Набег викингов», пожалуй, самая известная работа Лееке с изображением древних скандинавов. В работе художника скандинавское судно имеет очень достоверные детали, обусловленные находками кораблей «Гокстад» в 1880 году и «Осеберг» в 1903 году. Норвежцы на полотне автора представлены в форме классических стереотипов, связанных с викингами в 19 веке (в отрицательной форме): пираты-хищники, сжигающие, ворующие и насилующие.

Детали похищения и изнасилования на холсте актуальны: три женщины схвачены, одна из них появляется на переднем плане. Еще одна очень интересная деталь, которую следует отметить на этой картине, – это отсутствие крыльев и боковых рогов на шлемах (что Лееке ранее включал в свои картины о Нибелунгах). В этом случае художник предпочитал следовать тенденции скандинавских художников в целом, которые с 1850-х стали изображать шлемы без выступов, оставив английским и североамериканским художникам продолжать знаменитый стереотип рогов.

Фердинанд Лееке Вотан прощается с Брунгильдой
Вотан прощается с Брунгильдой, 1908
Фердинанд Лееке Вакханка
Вакханка, 1909
Фердинанд Лееке Бегущие нимфы
Бегущие нимфы, 1922

Фэнтезийный стереотип изнасилования ранее был популяризирован в искусстве французом Эваристом Виталь Люминэ в его знаменитой картине «Пираты Нормандии» (1894). В другой своей картине «Мародерство викингов» (1911 год), менее известной и воспроизведенной, Лееке вновь возвращается к теме скандинавов, грабящих и похищающих женщин – опять же, с темными волосами и белой одеждой, выделяя их таким образом на холсте. Судно также снова становится одним из главных элементов картины.

Фердинанд Лееке Спящая Белоснежка
Спящая Белоснежка, 1890
Фердинанд Лееке Королева вина
Королева вина, 1908
Фердинанд Лееке Персиваль на пути к замку Грааля
Персиваль на пути к замку Грааля, 1920

Помимо своих картин, Лееке также работал иллюстратором для журналов, в том числе «Die Gartenlaube», и иллюстрировал героические саги («Deutsche Heldensagen») Рихарда Вайтбрехта. Эта многогранная карьера подчеркивает разнообразие талантов Фердинанда Лееке, чье искусство выражает суть романтической и национальной идентичности Германии. Его работы, будь то в оригинальном размере или в виде высококачественных художественных репродукций, являются впечатляющим свидетельством его способностей и остаются живыми напоминаниями об этом важном художнике и сегодня.