Фердинанд Лееке
Картины часть 2
К концу XIX века Лееке становится самым известным немецким художником, связанным с визуальными репрезентациями нибелунговского цикла. Помимо потрясающих сцен вагнеровских опер, картины живописца Фердинанда Лееке имели своей темой германскую мифологию, фольклор и историю Германии, литературу о короле Артуре, классическую мифологию, средневековые темы и мифы, повседневную жизнь и быт древних германцев, а также сцены, связанные с викингами.
Картина «Набег викингов», пожалуй, самая известная работа Лееке с изображением древних скандинавов. В работе художника скандинавское судно имеет очень достоверные детали, обусловленные находками кораблей «Гокстад» в 1880 году и «Осеберг» в 1903 году. Норвежцы на полотне автора представлены в форме классических стереотипов, связанных с викингами в 19 веке (в отрицательной форме): пираты-хищники, сжигающие, ворующие и насилующие.
Детали похищения и изнасилования на холсте актуальны: три женщины схвачены, одна из них появляется на переднем плане. Еще одна очень интересная деталь, которую следует отметить на этой картине, – это отсутствие крыльев и боковых рогов на шлемах (что Лееке ранее включал в свои картины о Нибелунгах). В этом случае художник предпочитал следовать тенденции скандинавских художников в целом, которые с 1850-х стали изображать шлемы без выступов, оставив английским и североамериканским художникам продолжать знаменитый стереотип рогов.
Фэнтезийный стереотип изнасилования ранее был популяризирован в искусстве французом Эваристом Виталь Люминэ в его знаменитой картине «Пираты Нормандии» (1894). В другой своей картине «Мародерство викингов» (1911 год), менее известной и воспроизведенной, Лееке вновь возвращается к теме скандинавов, грабящих и похищающих женщин – опять же, с темными волосами и белой одеждой, выделяя их таким образом на холсте. Судно также снова становится одним из главных элементов картины.
Помимо своих картин, Лееке также работал иллюстратором для журналов, в том числе «Die Gartenlaube», и иллюстрировал героические саги («Deutsche Heldensagen») Рихарда Вайтбрехта. Эта многогранная карьера подчеркивает разнообразие талантов Фердинанда Лееке, чье искусство выражает суть романтической и национальной идентичности Германии. Его работы, будь то в оригинальном размере или в виде высококачественных художественных репродукций, являются впечатляющим свидетельством его способностей и остаются живыми напоминаниями об этом важном художнике и сегодня.