Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Гаулли Джованни или Бачиччо
Картины и биография

Гаулли Джованни Батиста (Gaulli Giovanni Battista) (1639–1709)
Итальянский живописец, по прозвищу Бачиччо (Baciccio), представитель искусства барокко. С 1657 года работал в Риме, возможно, в студии пейзажиста Гаспара Дюге-Пуссена. После близкого знакомства с Бернини, пользовавшегося влиянием при папском дворе, получил несколько крупных заказов, написал портреты семи пап.

Гаулли Бачиччо Портрет Джан Лоренцо Бернини
Портрет Джан Лоренцо Бернини, 1665,
Национальная галерея античного искусства, Рим
Гаулли Бачиччо Проповедь Иоанна Крестителя
Проповедь Иоанна Крестителя
1690, Музей Лувр, Париж

Портреты Гаулли отвечали общей линии развития барочного искусства, в частности, парадного образа. Пышные драпировки, сочный, горячий колорит, скрытое эмоциональное напряжение призваны создавать величавый и недоступный образ человека (портреты пап Александра VII и Климента IX, галерея Сан Лука, Рим; «Портрет Бернини», Национальная галерея, Рим). Живопись Гаулли, отличающаяся как виртуозностью и декоративной роскошью, так и преувеличенной аффектацией образов, явилась программным выражением искусства эпохи Контрреформации.

Во второй половине 17 века достигла блестящего расцвета плафонная живопись барокко. В это время были созданы лучшие композиции художника Джованни Батиста Гаулли. Он создавал сложные многофигурные росписи, вызывающие ощущение иррационального прорыва в небеса. Очень выразительна его роспись плафона знаменитого римского собора Иль Джезу «Сияние имени Иисуса» (1676–1679). Требовалось изобразить не только возносящихся в небеса праведников, но и низвергающихся в ад грешников. Фигуры грешников художник смело вывел за пределы свода, причём поставил их в такие ракурсы, что они кажутся буквально падающими вниз, в реальное пространство храма. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие оказываются вовлечёнными в единое мистическое действо.

Однако самая замечательная деталь росписи – это свет, исходящий от монограммы имени Иисуса Христа. Именно живописная выразительность световых лучей создаёт эффект «вибрации» всех красок. Умело расставленные художником яркие сочные пятна усиливают эмоциональное воздействие, рождают атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображенный. Иллюзорное пространство живописи перекрывает реальное архитектурное обрамление, разверзающийся в небо потолок, непрерывное движение человеческих масс ввысь и головокружительные ракурсы фигур, мощные контрасты тени и потоков ослепительного света вызывают у зрителя чувство религиозного восторга, уводят его взгляд от реальности к недосягаемому мистическому сиянию, убеждают в подлинности видения.