Джамболонья Джованни
Скульптуры и биография
Джамболонья Джованни (Giambologna Giovanni) (1529–1608)
Итальянский скульптор Джованни Болонья (Giovanni Bologna; собственно Жан де Булонь, Jean de Boulogne). Представитель маньеризма. Выходец из
Нидерландов, учился у Ж. Дюбрёка в Монсе, с 1554 или 1555 – в Риме, возможно, у
Микеланджело. Работал во Флоренции при дворе Медичи, а также в Болонье, Генуе,
Лукке. Джамболонья находился под сильным влиянием Микеланджело, однако создал свой
собственный художественный стиль маньеристского направления, отличающийся
изящными поверхностями, холодной элегантностью и красотой.
От нидерландского искусства Джамболонья унаследовал жанровые мотивы (статуэтка «Птицелов», Флоренция, Национальный музей) и стремление к натуралистической иллюзорности, сказавшееся в его известных скульптурных изображениях птиц и декорации гротов виллы Кастелло. Но в целом творчество Джамболонья полностью входит в орбиту рафинированного придворного искусства Флоренции второй половины 16 века.
Однако в пределах этого искусства мастер в своей мелкой пластике раскрывает не только незаурядное композиционное дарование, тончайшее чувство ритма, но и острое ощущение пластической выразительности человеческого тела. Свободой скульптурной лепки, внутренней динамичностью отличаются его небольшие модели для фонтанной скульптуры (например, для скульптур фонтана Океана начала 1570–х годов). Утонченное чувство пластической красоты обнаженного тела, умение, даже подчиняя человеческую фигуру отвлеченному маньеристическому канону, сложному спиралевидному движению, передать ее естественную грацию проявляются в серии отмеченных виртуозным артистизмом бронзовых статуэток купающейся Венеры (1570–е; варианты во флорентийском Национальном музее и Лувре).
Среди многочисленных работ Джамболоньи были фонтаны в садах семейства Медичи. Джамболонья создавал богато декорированные фонтаны (“Нептун” на площади Нептуна в Болонье, 1566), памятники и статуи (Конный памятник Козимо I Медичи, бронза, камень, 1593, площадь Синьории, Флоренция). А также, выделяющиеся свободой и динамикой пространственной композиции, изяществом пропорций, скульптурные группы (“Похищение сабинянок”, мрамор, 1583, Лоджия деи Ланци во Флоренции). Полная энергии и бешеного движения, эта компактная композиция с ее скрученными контурами создает ощущение драмы, соответствующее сюжету. Впечатление конвульсивного движения передано протянутой рукой сабинянки; это движение продолжается в мускулистой, героической фигуре римлянина, сжимающего в объятиях свою жертву, и завершается в изгибе мужской фигуры внизу. Гладко отполированная, извивающаяся форма приглашает нас к обходу и восприятию с разных точек зрения. Преувеличенная жестикуляция и пылкая энергия этой скульптуры характерны для стиля маньеризм. Сильное влияние на Джамболонью оказал Микеланджело, у которого он заимствовал мощные формы, чтобы создать новый тип скульптуры, полной движения и изящества.
Развивая идеи Бенвенуто Челлини, Джамболонья стремился к созданию “идеально круглой” скульптуры. обладающей свободой пространственного бытия (“Меркурий”, бронза, 1580, Национальный музей, Флоренция), органически слитой с природной средой (“Аллегория Апеннин”, камень, вилла Демидова, Пратолино). Свою незаурядную одаренность Джамболонья проявляет, разрабатывая вслед за Челлини проблему передачи сложного движения в круглой, требующей кругового обхода скульптуре. Блестящее решение этой проблемы он дает в статуе Меркурия, изображенного в стремительном полете (1560–е; Флоренция, Национальный музей), и в ставшей образцом для мастеров барокко скульптурной группе «Похищение сабинянки» (1580–1583; Лоджия деи Ланци).
Большую часть своей жизни скульптор Джованни да Болонья провел во Флоренции, куда переехал в 1553 году. Джамболонья похоронен в часовне, созданной по его собственному проекту в церкви Сантиссима Аннуциата.