Джунта Пизано
Картины и биография
Джунта Пизано (Giunta Pisano) (документирован с 1236 по 1266)
Пизанский живописец периода итальянской готики.
Имя Джунта ди Капитино было обнаружено на расписном кресте из церкви Санта Мария
дельи Анджели в Ассизи. Фрагмент надписи гласил (JUNTA PISANUS CAPITINI). В
документе от 1254 года есть запись о Juncta Capitinus pictor. Так произошла
идентификация архивных записей и его произведений.
Сегодня существуют три расписных креста, на которых стоит подпись Джунта: это «Крест» из церкви Санта Мария дельи Анджели, Ассизи, «Крест» из музея Сан Маттео, Пиза и самый знаменитый – «Крест» из церкви Сан Доменико, Болонья. По их местонахождению можно определить, что Джунта ди Капитино был известным мастером, и работал не только в Пизе, но также получал заказы из других городов. В архивных документах сохранилась запись от 1239 года о том, что в Рим приезжал его сын, священник Леопардо, с «Джованни Пизано, учеником мастера Джунта», на основании чего исследователи предполагают, что мастерская Джунта получала заказы и из Рима.
Джунта Пизано (что означает «пизанец Джунта»), вероятно, следует считать самым изобретательным художником первой половины 13 века, чье влияние распространилось и на 14 век. Живописная манера художника Джунта Пизано вела происхождение от пизанской школы конца 12 – начала 13 века, в которой доминировала византийская иконопись, а также испытала влияние произведений, созданных в мастерской Берлингьери. Однако надо было иметь острую наблюдательность и сильное воображение, чтобы византийский прототип распятия превратить в образ умирающего Христа, наполненный глубоким страданием, как это сделал Джунта.
Кроме подписанных Джунта произведений, указанных выше, его руке, либо его мастерской исследователи приписывают ряд работ, хранящихся в различных музеях мира: три разных алтарных образа с изображением Святого Франциска и сцен из его жизни (Пиза, музей Сан Маттео; Ассизи, сокровищница монастыря; Рим, Ватиканская пинакотека), четыре расписных креста (два из них – в Пизе, музей Сан Маттео, затем, Венеция, собрание Чини, и Нортгемптон, Музей искусства Колледжа Смита), а также два фрагмента расписного креста из Национальной галереи искусства, Вашингтон, и две доски со сценами из жизни Христа из ГМИИ имени Пушкина, Москва. Почти все произведения Джунта не имеют точных дат.
Его учеником был пизанский художник Уголино ди Тедиче, однако влияние Джунта распространилось за пределами Пизы, в Эмилии и Умбрии, отразившись на произведениях Мастера Св. Франциска, и особенно на работах Чимабуэ, который воспринял и использовал в своих произведениях экспрессию, присущую распятиям Джунта.
Самая известная история, связанная с его именем, относится к 1236 году и расписному кресту (к сожалению, не сохранившемуся), созданному Джунта для Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи по заказу Ильи Кортонского – главы ордена францисканцев. Вероятно, это был первый крест Джунта с ярким отображением страданий Христа. Но кроме того, у подножия распятия Джунта изобразил самого Илью Кортонского, что было в то время невиданно и вызвало недовольство братии, которая и так не слишком жаловала своего главу, считая, что он излишне склонен к чревоугодию, роскоши и веселью.