Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Гоццоли Беноццо
Картины и биография

Гоццоли Беноццо (Gozzoli Benozzo) (1420–1497)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Настоящее имя, собственно, Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Santro). Учился у Лоренцо Гиберти и Фра Анджелико, работал во Флоренции, Пизе и других городах Италии. С 1444 в течение трех лет помогал скульптору Лоренцо Гиберти при создании рельефов восточных (так называемых Райских) дверей флорентийского баптистерия.

Гоццоли Беноццо Шествие волхвов
Шествие волхвов, 1460, Капелла
дворца Медичи-Риккарди, Флоренция
Гоццоли Беноццо Танец Саломеи
Танец Саломеи, 1461–1462
Национальная галерея, Вашингтон

Меховые накидки, бархатные костюмы, золотые уздечки и прекрасные кони – все это представляет поистине умилительное зрелище. Тема шествия волхвов была одной из самых излюбленных у влиятельных заказчиков живописи в эпоху Ренессанса, поскольку драгоценный колорит и золото, характерные для ее трактовки, подчеркивали их собственное высокое социальное положение и богатство. Пример этого – фрески на стенах капеллы в палаццо Козимо Медичи во Флоренции. Иметь капеллу в палаццо было необычно для того времени, но Козимо порвал со многими традициями средних веков в устройстве своего великолепного дворца. Гоццоли вводит в свою роспись портреты представителей этой семьи: так, считается, что в образе элегантного царя он изобразил главу Медичи. Показанная здесь композиция – лишь часть нарядного декора капеллы.

В 1447 году Гоццоли работал вместе с Фра Анджелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето. Работа с Фра Анджелико оказала большое влияние на все искусство Беноццо, которое даже в последние годы жизни мастера оставалось в русле готического стиля, несмотря на то, что во флорентийской живописи этого времени уже преобладали ренессансные тенденции. Беноццо Гоццоли известен, прежде всего, как мастер проторенессансной фрески. Беноццо Гоццоли был учеником Фра Анджелико и вместе с тем современником Андрея Мантеньи, от которого художник столь отличен в своем пристрастии к феерической декоративной зрелищности, роднящей его искусство со стилем интернациональной готики.

Наиболее известные из выполненных им фресковых циклов – росписи, посвященные жизни святого Франциска (Монтефалько, 1450–1452), Шествие волхвов (Флоренция, капелла дворца Медичи-Риккарди, 1459–1460), сцены из жизни святого Августина (Сан Джиминьяно, церковь Сант-Агостино, 1463–1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467–1485). В этих больших фресковых циклах Гоццоли сочетал поэтически-сказочную, по существу светскую трактовку сюжетов и тонкость живого наблюдения с “ковровостью” композиции, условностью пространственных решений, декоративной красочностью колорита.

Помимо работы по заказам Медичи, деятельность Гоццоли протекала за пределами Флоренции. После 1467 года художник жил и работал главным образом в Пизе. Когда флорентийские художники следующего поколения – Боттичелли, Козимо Росселли, Гирландайо – лишь начинали в 1482 году пробовать свои силы на грандиозных, по размеру стенах Сикстинской капеллы в Риме, Беноццо уже подходил к завершению столь же сложных композиций в Кампосанто; некоторые из этих живописцев – прежде всего Росселли и Гирландайо – вдохновлялись ими в своих ватиканских фресках.

Вазари назвал сделанную Беноццо роспись в Кампосанто “поистине потрясающей”, употребив определение, которое в своих “Жизнеописаниях” применял главным образом к непревзойденному искусству Микеланджело. Но перегруженные деталями и фигурами композиции Беноццо Гоццоли, исполненные в манере, сильно напоминающей произведения мастеров треченто, в дальнейшем не могли конкурировать с полными ясности и внутренней энергии творениями ведущих флорентийских живописцев его времени. Умер Беноццо Гоццоли в Пистойе 4 октября 1497 года.