Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Гварди Джованни Антонио
Картины и биография

Гварди Джованни Антонио (Guardi Giovanni Antonio) (1698–1760)
Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Также известен по имени Джанантонио Гварди. Обучался у своего отца – Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя. В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья – Франческо (1712–1793) и Никколо (1715–1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио.

Гварди Джованни Антонио Эрминия и Танкред
Эрминия и Танкред, 1750–1755
Галерея Академии, Венеция
Гварди Джованни Антонио Влюбленный турок
Влюбленный турок
1742–1743, Частное собрание

Картина "Влюбленный турок" выполнена Джанантонио Гварди по заказу фельдмаршала Маттиаса фон дер Шуленбурга. После 1755 Джованни Антонио Гварди создал цикл из пяти живописных панно к поэме Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим" (Лондон, частное собрание). Он увлекся этой темой, вдохновившись гравюрами Джованни Баттиста Пьяццетты (1745), с которым подружился во время работы для Маттиаса фон Шуленбурга. Панно исполнены в яркой колористической гамме. Аркадийские идиллические поэмы Тассо переданы в сценах, полных фантазии и волшебства, напоминающих некий ирреальный мир театральных фьяб, как в живописи Себастьяно Риччи.

Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, что Джованни Антонио унаследовал от отца. Однако в его творчестве очевидно влияние Джованни Баттиста Пьяццетты и Себастьяно Риччи. В Венеции Джованни Антонио посещал мастерскую Карло Лотта и брал уроки у декоратора М. Альмонте. В 1756 стал членом Академии художеств Венеции. Мастерская Джованни Антонио Гварди выполняла большие заказы: алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображениями цветов в манере венских живописцев. Значительная часть заказов была связана с написанием копий с произведений известных венецианских мастеров, которые пользовались большим спросом.

Известно, что в мастерской Джованни Антонио Гварди выполнялись копии с произведений Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, Якопо Бассано, Себастьяно Риччи, Доменико Фетти, с портретов современных французских художников. В 1730–1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками Маттиаса фон Шуленбурга, участника войны с турками. Джованни Антонио исполнил для него парадные портреты самого фельдмаршала, членов царствующих домов Европы, а также написал три полотна (1742–1743) на сюжеты из жизни турок. Возможно, в этих работах принимал участие Франческо Гварди, на что указывает различие в манере исполнения.

Вопрос о степени участия каждого из братьев в совместных произведениях поддается определению с трудом, хотя установлено, что Джованни Антонио лучше удавались фигуры, а Франческо был прирожденным пейзажистом. Наиболее достоверно участие Джованни Антонио Гварди в росписи трех люнетов сакристии приходской церкви Виго д’Анауния в Тренто. В исполненных здесь композициях Мадонна с Младенцем во славе и святыми Рокко, Никколо, Карлом Борромейским и Антонием Падуанским; Святая Троица среди святых и четырех евангелистов, а также "Семь скорбей Девы Марии, четверо святых и четверо отцов церкви" (Дрезден, Картинная галерея) ощутимо влияние Себастьяно Риччи.

В сакристии церкви Виго д’Анауния в Тренто сохранились росписи с изображениями ваз с букетами, оплетенных виноградными лозами корзин с плодами и цветами на светлом голубом фоне (в этой работе принимал участие, возможно, и Франческо). Традиция написания таких натюрмортов восходит к венской школе живописи, мастера которой опирались на голландские и фламандские произведения этого жанра.

С помощью брата Франческо, возможно, исполнены полотна на сюжеты из античной истории "Муций Сцевола", "Триумф Аврелия", "Великодушие Сципиона", "Смерть Софонисбы" (Осло, вилла Богштадт). Сцены трактованы с театральным пафосом и мелодраматизмом, фигуры, изображенные среди античных руин, охвачены ритмом бурного барочного движения, которому вторит экспрессивный плывущий мазок Джованни Антонио.

Одной из наиболее значительных работ, выполненных мастерской Джованни Антонио Гварди в 1749–1752, была роспись боковых створок деревянного парапета органа венецианской церкви Архангела Рафаила. На панно изображены сцены из Книги Товита, повествующие о слепом старце Товите и его сыне Товии. Ученые расходятся в мнении о том, являются ли эти росписи работой Франческо или обоих братьев. Живопись створок органа словно вторит его чудесной музыке, и они звучат как последние уходящие ноты изысканного мира грез рококо.
Джованни Антонио Гварди вряд ли можно считать менее значительным художником, чем Франческо Гварди. Его имя прочно вошло в историю европейского искусства 18 века.