Лонги Пьетро
Картины и биография
Лонги Пьетро (Longhi Pietro) (1702–1785)
Лонги, семья итальянских живописцев 18 века.
Пьетро Лонги учился в Болонье у Джузеппе Креспи, с 1732 года работал в Венеции. От
росписей в стиле барокко (“Низвержение гигантов” в Палаццо Сагредо, около 1734)
перешел, отчасти под воздействием мастеров французского рококо, к небольшим,
написанным в светлых, почти пастельных тонах сценкам из жизни светского общества
Венеции (“Концерт”, 1741, Галерея Академии, Венеция).
Носорог, изображенный художником с большой точностью и почти научной достоверностью, стоит в загоне, безмятежно жуя сено, – экзотическое зрелище для зачарованной публики в карнавальных костюмах. Носорога, представленного на этой необычной картине, возили по всем европейским столицам и в 1751 году показали в Венеции. Небольшие картины Лонги из жизни венецианского среднего класса были театрализованы и остроумны, но никогда не сатиричны. Один из самых очаровательных венецианских живописцев 18 века, хотя и несколько наивный, Пьетро Лонги беспристрастно изображал повседневные события, поразившие его воображение. Многочисленные ученики Пьетро Лонги повторяли его произведения, другие художники подражали им, и хотя все эти работы живописца не обладают высокими художественными достоинствами, они являются бесценным свидетельством о венецианском обществе 18 века, давно миновавшем вершину своего расцвета и приходящем в упадок.
Небольшие полотна Пьетро Лонги повествуют о времяпрепровождении представителей высшего света, курьезных событиях, происходящих на улицах города. Они отвечали вкусам буржуазного итальянского общества, высоко ценились иностранными коллекционерами и любителями искусств. Картины Лонги 1740–1750–х – “Обморок” (1742, Вашингтон, Национальная галерея искусства), “Визит” (1746, Нью-Йорк, музей Метрополитен), “Урок географии” (1752, Венеция, галерея Кверини-Стампалья), “Урок танцев” (1757, Венеция, галереи Академии), “Новый свет” (1762, Венеция, галерея Кверини-Стампалья) – написаны в новой живописной манере. Палитра художника становится более светлой. Ее неброская декоративность соответствует стремлению Лонги показать изысканный блеск украшающих интерьеры венецианских буржуа мебели, тканей, костюмов, зеркал будуаров и драпировок гостиных.
В поздних произведениях, заимствуя отдельные приемы народного лубка, иронично, в духе драматургии Карло Гольдони, художник уподоблял персонажи своих картин забавным марионеткам. Не случайно Гольдони выразил Пьетро Лонги в поэтической форме признание близости его живописного искусства к созданной писателем новой современной комедии. В картинах “Носорог” (1751), “Гадалка” (1753), “Новый мир” (1756), “Шарлатан” (1757), “Слон” (1774), “Ридотто” (1780) художник расширяет круг тем, и его внимание привлекают забавные сценки в бедных кварталах города, посетители игорных домов, в масках сидящие за столиками, дурачащие зрителей шарлатаны и гадалки, публичный показ экзотических животных, выступления театральных трупп. С юмором Лонги повествует в них о фактах действительности, представляя их, подобно венецианскому газетному хроникеру, на суд зрителей.
Работы 1760–х годов занимают особое место в творчестве Пьетро Лонги – “Прогулка верхом” (Венеция, Реццонико), “Охота на уток в Лагуне”, “Приготовление к охоте” (обе – Венеция, галерея Кверини-Стампалья). В них доминируют свет и воздух, смягчающие очертания пейзажа и придающие изящную легкость фигуркам персонажей, смотрящихся в ранних работах Лонги более статично. Написанные в иной живописной манере, чем произведения Гварди, эти работы Лонги также предвосхищают достижения пленэрной живописи 19 века. Лонги был известен и как портретист. В портретах венецианской знати – “Мария Франческа Пикарди” (1747), “Молодая дама в треуголке” (1750–е, оба – Милан, частные собрания), строящихся по схеме барочного парадного изображения, покоряет по-венециански изысканное и декоративное разнообразие цвета, рокайльная грация поз и костюмов. В созданном Пьетро Лонги новом типе бытовой живописи на современную тему, тонком "просветительском" объективизме его лучших портретных образов полно раскрылся комплекс эстетических проблем культуры итальянского Просвещения. Творчество живописца Пьетро Лонги сыграло свою объективную роль в продвижении европейского искусства к романтизму и реалиям 19 века.
Алессандро Лонги (1733–1813), сын и ученик Пьетро Лонги. В свободной живописной манере писал портреты , сочетающие представительность с мягким добродушием в трактовке модели (“Семейство Пизани”, 1758, коллекция Бентивольо, Венеция). В 1762 издал написанную Пьетро Лонги автобиографию и свой собственный труд о живописцах Венеции 18 столетия.