Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Лоренцетти Пьетро
Картины и биография

Лоренцетти Пьетро (Lorenzetti Pietro) (1290–1348)
Сиенский художник проторенессанса, брат Амброджо. Документальные свидетельства о Пьетро Лоренцетти довольно скудны, если не считать таковыми жизнеописание, составленное Джорджо Вазари. Как художник Пьетро Лоренцетти сформировался под влиянием работ Дуччо ди Буонинсенья, но в отличие от Дуччо и Мартини Симоне, его темперамент был более драматичным и страстным.

Лоренцетти Пьетро Знамение Христа
Знамение Христа, фреска, 1320
Церковь Сан Франческо, Ассизи
Лоренцетти Пьетро Стигматизация святого Франциска
Стигматизация святого Франциска
1320, Церковь Сан Франческо, Ассизи

Этот темперамент толкал художника к поиску новых изобразительных средств, которые он нашел в работах Джотто. Живописец Пьетро Лоренцетти не отказался от сиенской традиции, но внес в тонкое религиозное аристократическое звучание итальянской живописи сильные ноты человеческого драматизма.

Первой документально подтвержденной работой Пьетро Лоренцетти является алтарь, написанный им в 1320 году для церкви Пьеве ди Санта Мария в Ареццо. В алтарной работе художника видно влияние творения Дуччо ди Буонинсенья «Маэста» и влияние скульптурных работ Джованни Пизано.

Остальные произведения Пьетро, которые относят к его раннему творчеству, не имеют точных датировок. К первым двум десятилетиям 14 века причисляют такие работы Лоренцетти, как «Мадонна с младенцем и ангелами», и полное трагизма «Распятие» (Кортона, музей), «Маэста с донатором» (Филадельфия, музей искусства, собрание Джонсона), небольшое «Распятие со святыми» (Кембридж, Художественный музей Фогг), полиптих «Мадонна с младенцем и святыми» (Монтикьелло, церковь). На перечисленных произведениях можно проследить эволюцию Лоренцетти, его поиск путей для выражение патетики и трагизма. Этот поиск увенчался замечательными фресками в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи.

В 1329 году Пьетро Лоренцетти создает большой алтарь для сиенской церкви Кармине «Мадонна со святыми», части которого ныне хранится в сиенской Пинакотеке и музее Нортона Саймона в Пасадене. Изображенная на нем Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов, св. Николая Барийского и пророка Ильи словно бы списана с «Мадонны Оньисанти» Джотто, а в пределле со сценами из жизни монахов-кармелитов ощущается влияние Мазо ди Банко, одного из джоттовских последователей. Предполагается, что в середине 1330–х годов Пьетро вместе с братом писал фрески на фасаде Санта Мария делла Скала, которые, к сожалению, не сохранились. Этот факт известен из «Жизнеописаний» Вазари. Последним точно датированным произведением, на котором стоит подпись Пьетро Лоренцетти является «Рождество Марии». Оно было написано им в 1342 году для Домского собра Сиены, и являлось центральной частью большого алтарного образа, отдельные части которого сегодня можно обнаружить в разных музеях.