Маньяско Алессандро
Картины и биография
Маньяско Алессандро (Magnasco Alessandro) (1667–1749)
Итальянский живописец, представитель романтического направления в искусстве барокко. Родился в Генуе в 1667 году.
Учился у отца, живописца Стефано Маньяско, и в Милане у Франческо Аббьяти; испытал влияние Сальваторе Розы, Калло,
мастеров генуэзской школы. Маньяско работал главным образом в Милане, с 1735 года в Генуе.
Художник Алессандро Маньяско писал отмеченные “демоническим” сарказмом жанровые сцены из жизни цыган, солдат, монахов, во многих из которых фигурки людей теряются среди грандиозных, проникнутых внутренним движением, экспрессивных пейзажей (“Вакханалия”, “Привал бандитов”, “Горный пейзаж”, 1710–1720–е годы, все картины – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Пейзаж с прачками”, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Исполненные энергичным мазком, решенные в тусклом, мерцающем колорите с преобладанием коричневых и оливковых тонов, они проникнуты трагическим ощущением ничтожности человека перед лицом мироздания.
К живописным гротескным работам или саркастическим художественным каприччи Алессандро Маньяско добавились с годами и многочисленные картины со сценами монашеской жизни, также трактованной как ирреальная суета (“Монахи в комнате для занятий”, 1710–е годы, Художественно-исторический музей, Вена). Свои наблюдения над текущим бытом неизменно превращал в полуфантастические видения (“Синагога”, Художественный музей, Кливленд; “Свадебный банкет”, Лувр, Париж; обе картины – конец 1720–х годов). Часто сотрудничал с другими живописцами, вписывая фигуры в чужие архитектурные и пейзажные антуражи, например, в пейзажи Себастьяно Риччи. Умер Алессандро Маньяско в родном городе Генуе 12 марта 1749 года.