Пьеро ди Козимо
Картины и биография
Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo) (1462–1521)
Итальянский живописец, представитель флорентинской школы эпохи Возрождения.
Собственно, настоящее имя художника Пьеро ди Лоренцо (Piero di Lorenzo).
Родился в Тоскане в семье ювелира и золотых дел мастера Лоренцо Козимо. Ученик Козимо Росселли.
Вместе с учителем работал в Риме, куда Росселли был приглашен папой Сикстом для росписи папской капеллы.
Пьеро ди Козимо выполнил в Риме много портретов знатных лиц и, в частности, портреты Верджинио Орсино и Руберто Сансеверино, а также написал портрет герцога Валентино, сына папы Александра VI. В своем творчестве художник испытал влияние живописи Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи, Хуго ван дер Гуса. После Рима Пьеро ди Козимо работал во Флоренции, создавая алтарные образы и картины в соборе Сан Спирито, церкви Сан Микеле, капелле Тебальди церкви братства сервитов.
Дарование Пьеро ди Козимо было остро индивидуальным и своеобразным. Присущие Боттичелли элементы смелого претворения мотивов античной мифологии выразились у него еще острее. Стиль Пьеро ди Козимо менее «идеален», нежели стиль Боттичелли, более пристальное внимание он уделяет отдельным подробностям натуры. Образы Пьеро ди Козимо поэтичны, но им подчас свойствен какой-то душевный надлом, острая печаль (“Смерть Прокриды”; Лондон, Национальная галерея). “Портрет Симонетты Веспуччи” (Шантильи, Музей Конде) передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.
Тонкое ощущение поэтической красоты мира сочетается в произведениях Пьеро ди Козимо с изысканной стилизацией и атмосферой сказочности (“Смерть Прокриды”, Национальная галерея, Лондон; “Легенда о Прометее”, 1500, Музей Страсбурга; “Персей и Андромеда”), выразительным рисунком. Пристальное внимание к натуре и вместе с тем некоторая манерность присущи его портретам (“Симонетта Веспуччи”, Музей Конде, Шантильи). Учениками Пьеро ди Козимо были Андреа дель Сарто, Франческо да Сангалло и другие.
В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц, и всякие другие малоправдоподобные истории. Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий. В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность. Но художники подобного типа, утратившие духовную цельность, уже не могли занимать в это время заметного положения, и во Флоренции окончательно возобладало искусство великих мастеров Высокого Возрождения.
Картина Пьеро ди Козимо “Персей и Андромеда”.
Фантастически клубящиеся волны отражают ужас, охвативший толпу при виде
страшного чудовища, готовою напасть на прикованную цепями к скале Андромеду.
Спешащий ей на помощь Персей изображен дважды – сначала он виден в момент полета
с правой стороны композиции, а затем – на спине чудовища, старающимся найти
точку опоры, чтобы нанести смертельный удар зверю. В живописи Ренессанса сюжеты
из классической мифологии были достаточно широко распространены.
Знакомство владельцев картин с античными текстами, интерес к которым оживился в
то время, считалось великосветским тоном и было довольно модно. Эта картина вместе с
рядом других ранее украшала стены палаццо Строцци во Флоренции.