Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Пьетро да Кортона
Картины и биография

Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) (1596–1669)
Итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко. Собственно, настоящая фамилия Берреттини (Berrettini). Учился в Кортоне (1609–1612) и Риме (с 1612), изучал творчество Микеланджело, Рафаэля, Корреджо; работал в основном в Риме, в 1640–1647 – во Флоренции. Для монументальной живописи Пьетро да Кортона, оказавшей значительное воздействие на европейскую живопись зрелого барокко, характерны бурная динамика композиции, изощрённый иллюзионизм перспективных построений, световоздушная насыщенность колорита.

Пьетро да Кортона Триумф Божественного провидения и Апофеоз правления папы Урбана VIII
Триумф Божественного провидения и
Апофеоз правления папы Урбана VIII
1633–1639, Палаццо Барберини, Рим
Пьетро да Кортона Нахождение Ромула и Рема
Нахождение Ромула и Рема
1643, Музей Лувр, Париж
Пьетро да Кортона Похищение сабинянок
Похищение сабинянок, 1627–1629
Капитолийская пинакотека, Рим

В основе композиции «Триумф Божественного провидения» – иллюзионистическое изображение архитектурной декорации, увиденной снизу вверх, над которой открывается вид на небо. Фреска представляет также аллегорию Божественного Провидения. Подобная перспектива, тип построения, известный как – снизу вверх, характерен для плафонов эпохи барокко. Закрученные, словно в водовороте, линии композиции быстро подводят взгляд зрителя к ее средоточию – туда, где ангелы держат папскую тиару и ключи святого Петра, что указывает на папское достоинство Урбана VIII, который был членом семьи Барберини. Ощущение массы и тяжести растворяется в сиянии яркого света и сверкании красок, делая этот плафон одним из шедевров искусства барокко.

В ряду лучших произведений художника картина – «Мадонна со святыми» (1626–1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.

Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» (1627–1629, Капитолийский музей, Рим) было написано по заказу другого покровителя художника – римского мецената Саккетти. Классицистическая, чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Лоренцо Бернини, с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил.

Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника («Жертвоприношение Диане», Национальная галерея старого искусства, Рим).

Иллюзионистический, яркий и декоративный стиль живописи Пьетро да Кортона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко. Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633–1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Джованни Бернини. На плафоне римского палаццо Барберини представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII и членов семьи Барберини. Внутри иллюзионистически трактованного архитектурного обрамления центральной части плафона открывается фрагмент неба с облаками и множеством фигур в развевающихся одеждах. Написанная на потолке одного из самых роскошных дворцов в Риме, эта грандиозная фреска мастера Пьетро да Кортона является апофеозом аристократической семьи Барберини.

В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти (1625–1630), церквях Святых Луки и Мартины (1634–1650), Санта Мария-ин-виа-Лата (1658–1662) – Пьетро да Кортона проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Поклонник идей Браманте и Палладио, он творчески перерабатывал их наследие.

Одним из примеров его большого дарования является, например, ансамбль площади с церковью Санта-Мария-делла-Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи. Динамизмом, несколько театральной эффектностью, мастерским использованием выпуклых и вогнутых поверхностей отличаются барочные постройки Пьетро да Кортона (главный фасад упомянутой церкви Санта-Мария делла Паче в Риме, 1656–1657, и небольшая пятигранная площадь перед ней).

После смерти Гвидо Рени в 1642 году Пьетро да Кортона переехал в Болонью, где стал главой местной живописной школы. Умер Пьетро да Кортона в Риме 16 мая 1669 года.