Пьетро да Кортона
Картины и биография
Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) (1596–1669)
Итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко.
Собственно, настоящая фамилия Берреттини (Berrettini).
Учился в Кортоне (1609–1612) и Риме (с 1612), изучал творчество Микеланджело, Рафаэля, Корреджо;
работал в основном в Риме, в 1640–1647 – во Флоренции. Для монументальной
живописи Пьетро да Кортона, оказавшей значительное воздействие на европейскую
живопись зрелого барокко, характерны бурная динамика композиции, изощрённый
иллюзионизм перспективных построений, световоздушная насыщенность колорита.
В основе композиции «Триумф Божественного провидения» – иллюзионистическое изображение архитектурной декорации, увиденной снизу вверх, над которой открывается вид на небо. Фреска представляет также аллегорию Божественного Провидения. Подобная перспектива, тип построения, известный как – снизу вверх, характерен для плафонов эпохи барокко. Закрученные, словно в водовороте, линии композиции быстро подводят взгляд зрителя к ее средоточию – туда, где ангелы держат папскую тиару и ключи святого Петра, что указывает на папское достоинство Урбана VIII, который был членом семьи Барберини. Ощущение массы и тяжести растворяется в сиянии яркого света и сверкании красок, делая этот плафон одним из шедевров искусства барокко.
В ряду лучших произведений художника картина – «Мадонна со святыми» (1626–1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода.
Полотно на мифологический сюжет «Похищение сабинянок» (1627–1629, Капитолийский музей, Рим) было написано по заказу другого покровителя художника – римского мецената Саккетти. Классицистическая, чётко продуманная композиция сочетается в нём с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Джованни Лоренцо Бернини, с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил.
Не менее эффектно полотно «Нахождение Ромула и Рема» (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещённой аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника («Жертвоприношение Диане», Национальная галерея старого искусства, Рим).
Иллюзионистический, яркий и декоративный стиль живописи Пьетро да Кортона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко. Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска «Триумф Божественного провидения» (1633–1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Джованни Бернини. На плафоне римского палаццо Барберини представлена аллегорическая композиция, прославляющая папу Урбана VIII и членов семьи Барберини. Внутри иллюзионистически трактованного архитектурного обрамления центральной части плафона открывается фрагмент неба с облаками и множеством фигур в развевающихся одеждах. Написанная на потолке одного из самых роскошных дворцов в Риме, эта грандиозная фреска мастера Пьетро да Кортона является апофеозом аристократической семьи Барберини.
В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме: вилле Саккетти (1625–1630), церквях Святых Луки и Мартины (1634–1650), Санта Мария-ин-виа-Лата (1658–1662) – Пьетро да Кортона проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Поклонник идей Браманте и Палладио, он творчески перерабатывал их наследие.
Одним из примеров его большого дарования является, например, ансамбль площади с церковью Санта-Мария-делла-Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи. Динамизмом, несколько театральной эффектностью, мастерским использованием выпуклых и вогнутых поверхностей отличаются барочные постройки Пьетро да Кортона (главный фасад упомянутой церкви Санта-Мария делла Паче в Риме, 1656–1657, и небольшая пятигранная площадь перед ней).
После смерти Гвидо Рени в 1642 году Пьетро да Кортона переехал в Болонью, где стал главой местной живописной школы. Умер Пьетро да Кортона в Риме 16 мая 1669 года.