Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Пиранези Джованни
Архитектура и биография

Пиранези Джованни Баттиста (Piranesi Giovanni Battista) (1720–1778)
Итальянский гравер и архитектор. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди – инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. Работал в Риме, а также в Венеции и Неаполе; испытал воздействие декоративной живописи венецианской школы, изучал памятники античного зодчества.

Пиранези Джованни Баттиста Автопортрет
Автопортрет
Частная коллекция
Пиранези Джованни Баттиста Фонтан Треви
Фонтан Треви, 1773
Частное собрание

С 1740 по 1744 Пиранези изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме; там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр “Первая часть архитектурных и перспективных построений” (La parte prima di Architetture e Prospettive). Затем Пиранези ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме.

Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, Пиранези создавал своеобразие “архитектурные фантазии”, поражающие грандиозностью пространственных решений, контрастами света и тени (циклы “Фантазии на тему темниц”, около 1745–1750 и 1760–1761). Романтический вымысел, придающий древним и новым памятникам Рима живописность и форсированную монументальность, характерен для его видовых гравюр (“Виды Рима”, 2 тома, изданные в 1748–1788).

Первый успех пришел к нему после создания четырех больших гравюр “Гротески” (1745) и упомянутой серии из четырнадцати листов “Фантазии на темы темниц”. Они были исполнены Джованни Баттиста Пиранези с той артистической непринужденностью и блеском, которые составили славу венецианской гравюры 18 века. Произведения Пиранези всегда ценились коллекционерами как проявление удивительной творческой фантазии и высочайшего художественного мастерства.

В конце 1780–х годов художник закончил работу над своей самой известной серией гравюр “Виды Рима”. Джованни Баттиста Пиранези опубликованы несколько томов с исследованиями и реконструкциями практически всех знаменитых построек в Риме и его окрестностях. В последние годы жизни Пиранези выполнил обмеры и сделал зарисовки и гравюры храмов Пестума; они были опубликованы посмертно его сыном Франческо. Главной работой Пиранези в области архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764–1765).

Гравюры Пиранези с образцами древнеримской орнаментики (“Римские древности”, 4 тома, 1756) в начале 19 века оказали существенное влияние на становление стиля ампир во Франции. Джованни Баттиста Пиранези умер 9 ноября 1778 года в Риме.