Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Роббиа Лука
Скульптуры и биография

Роббиа Лука (Robbia Luca) (около 1400–1482)
Роббиа (Robbia), семья итальянских скульпторов эпохи Возрождения, впервые применивших технику цветной майолики в рельефах и круглой скульптуре. Жили и работали во Флоренции.

Глава семьи – Лука делла Роббиа – учился в ювелирной мастерской, испытал влияние Лоренцо Гиберти. Первоначально он работал в бронзе и мраморе (рельефы певческой трибуны в соборе Санта-Мария дель Фьоре, мрамор, 1431–1438), с 1440–х годов изготовлял для украшения зданий и алтарей майоликовые рельефы, окрашенные в простые, чистые тона (13 медальонов в капелле Пацци церкви Санта-Кроче).

Роббиа Андреа Мадонна в розах
Мадонна в розах, 1455,
Музей Барджелло, Флоренция
Роббиа Лука Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем, 1450–е,
Музей Барджелло, Флоренция

Лука делла Роббиа принадлежал к семье, которой приписывается честь изобретения голубой подглазурной майолики. Интенсивность голубого цвета усиливается контрастным сопоставлением с чистым белым. Подобные рельефы нельзя назвать ни живописью, ни скульптурой – они являются органическим синтезом этих искусств.

Произведения Луки делла Роббиа, в том числе его многочисленные Мадонны, отмечены лирической одухотворенностью, ясным спокойствием композиции, мягкостью трактовки обобщенных форм. Как и его современник Лоренцо Гиберти, Лука делла Роббиа посвятил себя созданию трехмерного пространства на плоскости, введение цвета позволило ему передавать яркие живописные колористические аффекты. Художник не мог бы достичь столь тонкой моделировки и сложности линий, если бы не владел навыками рисунка, являющегося основой как для живописи, так и для скульптуры.

Современники считали Луку одним из величайших новаторов 15 века. Его процветающая мастерская была унаследована его племянником, Андреа делла Роббиа, который продолжал создавать скульптуры из майолики. Используя те же сюжеты, Андреа ввел более широкий спектр цветов.

Андреа делла Роббиа (1435–1525), племянник, приемный сын и ученик Луки делла Роббиа. Работал исключительно в технике майолики, расширив сферу ее применения (медальоны на фасаде Оспедале дельи Инноченти, 1463–1466; скульптурная группа “Встреча Марии и Елизаветы”, 1491, церковь Сан-Джованни Фуорчивитас в Пистое).

Джованни делла Роббиа (1469 – после 1529), сын Андреа делла Роббиа. Его майоликовые рельефы выделяются богатством полихромии и напоминают живописные алтарные образы.