Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Сальвиати Франческо
Картины и биография

Сальвиати Франческо (Salviati Francesco) (1510–1563)
Флорентийский живописец-маньерист, близкий друг Джорджо Вазари. Один из виднейших представителей тосканско-римского маньеризма. Родился во Флоренции в 1510 году. Собственно, настоящая фамилия Франческо де Росси (Francesco de Rossi). В художественной среде имел прозвище Чеккино, иногда художника величали Чеккино дель Сальвиати (Cecchino del Salviati).

Сальвиати Франческо Аллегория милосердия
Аллегория милосердия, 1554–1558,
Галерея Уффици, Флоренция
Сальвиати Франческо Неверие святого Фомы
Неверие святого Фомы
1543–1547, Музей Лувр, Париж

Учился у Буджардини, Бандинелли и Андреа дель Сарто; испытал влияние Микеланджело, Понтормо, венецианских мастеров. Франческо Сальвиати наряду с Бронзино считался крупнейшим портретистом Флоренции своего времени и одновременно одним из ведущих мастеров монументальной живописи. Однако в противоположность Бронзино, который был придворным по призванию, Сальвиати, видимо, тяготился атмосферой, царившей при дворах: недаром его близкий друг Вазари рассказывает о резкости и неуживчивости его характера, бесконечных переездах из Флоренции в Рим и обратно (кроме того, около 1540 года он побывал в Венеции, а в 1554 году – во Франции), конфликтах с заказчиками. Известная независимость от дворов определяет характер его портретов.

Франческо Сальвиати был большим поклонником искусства Микеланжело и в картине «Аллегория милосердия» использовал характерные приемы его тондо Мадонна Дони – переплетенные фигуры, рельефные объемы, игру света на поверхности формы. Хотя Франческо Сальвиати достигает здесь поразительной скульптурности, его картина слишком искусственна и надумана по сравнению с шедевром Микелланжело. Тем не менее эта работа очень показательна для флорентийского искусства своего времени, находившегося как бы в тени гениальной живописи предшествующего поколения. Франческо Сальвиати, испытавший также влияние изящной и текучей манеры Пармиджанино, был одним из первых и наиболее убежденных сторонников римского маньеризма. Свою фамилию он заимствовал у одного из первых своих покровителей, кардинала Сальвиати.

Сальвиати – портретист является антиподом Бронзино. Если последний стремится запечатлеть официальный, парадный облик аристократа, спрятать чувства и мысли модели за маской холодного равнодушия, то Сальвиати нередко делает своим героем рядового современника, полного ощущения неразрешимости жизненных противоречий, внутренней неуверенности. Его образы не обладают ренессансной Значительностью и яркостью, но им свойственны психологическая насыщенность и жизненная острота. В противоположность парадным портретам Бронзино портреты Сальвиати (созданные в основном в 1530–1540–е годы) носят более частный, интимный характер. Лишь немногие из них: так называемый «Поджо Браччолини» (вероятно, автопортрет; Рим, галерея Колонна), «Кардинал Червини-Спанокки», который ранее приписывался Понтормо (Рим, галерея Боргезе), портрет скульптора (Вена) – выдают стремление к торжественности и репрезентативности.

Но в ряде портретов Сальвиати – «Неизвестный с письмом» (Уффици), «Неизвестный» (Рим, галерея Корсини), «Мужской портрет» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) – его герои предстают перед нами на нейтральном фоне в почти случайной, мгновенно схваченной позе, как бы оставшись наедине с собой погруженными в меланхолическую задумчивость; иногда они рассеянно разворачивают письмо или сжимают в руках перо. Строгость, почти монохромность колорита, в котором серые или оливковые тона фона сочетаются с темными тонами одежды, острая, беспокойная изломанность резко отчеканенной линии силуэта подчеркивают интенсивность и противоречивую сложность внутренней жизни, тонкую психологическую выразительность болезненно-задумчивых лиц.

Иногда Сальвиати достигает такой необычной остроты и конкретности трактовки образа рядового современника, что его портреты могут найти аналогии только у художников венецианской террафермы. Так, портрет Андреа Бандини (Филадельфия, собрание Джонсон), в котором внутренняя утонченность, лихорадочное беспокойство сочетаются с бюргерской обыденностью облика, вызывает в памяти портреты Морони. Большая острота передачи внешнего облика, мгновенно схваченной ситуации и одновременно внутренний драматизм характеризуют и один из наиболее искренних и интимно-непосредственных портретов мастера – его поздний автопортрет (1550–е годы; Уффици).

Портреты Сальвиати убедительно свидетельствуют о неоднородности маньеризма, о том, что в искусстве феодально-католических центров рядом с официальным направлением сохраняются реалистические тенденции, частичный интерес к рядовому современнику, к внутреннему миру человека. Позднее, во второй половине 16 века, эти тенденции вызывают сложение жанра интимно-психологического автопортрета. Но в целом эти устремления постоянно подавлялись господствующими принципами придворной культуры, не могли найти почвы для широкого развития.

С 1530 года Франческо де Росси состоял на службе у римского кардинала Сальвиати, фамилию которого принял. Во второй четверти 16 столетия Франческо Сальвиати и Джордже Вазари были крупнейшими мастерами монументальной живописи во Флоренции. Фрески Сальвиати обнаруживают более тесную связь с господствующими тенденциями маньеристического искусства, чем его портреты. Лучшие из них – цикл «История Камилла» в Зале аудиенций Палаццо Веккьо (начатый в 1544 году), фрески в Сан Марчелло дель Корсо в Риме (конец 1540–х годов) – выгодно отличаются от других монументальных росписей маньеристов своей изысканной декоративностью. Но в более поздних его работах, особенно в посвященном папе Павлу III цикле в палаццо Фарнезе (1553 – 1554), ставшем образцом для всех римских маньеристов, появляется тяжеловесная пышность и риторичность. Скончался Сальвиати в Риме в 1563 году.