Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Санмикели Микеле
Архитектура и биография

Санмикели Микеле (Sanmicheli Michele) (1484–1559)
Итальянский архитектор и инженер эпохи Высокого Возрождения. Родился в Сан-Микеле близ Вероны во времена Венецианской республики. Учился у своего отца Джованни и дяди Бартоломео Санмикели. Как зодчий сформировался в Риме, в кругу Браманте, испытал влияние Джулиано да Сангалло; в 1509–1527 был на папской службе в Риме. В Орвьето молодой Санмикели построил ряд церквей и палаццо. Среди ранних работ архитектора также выделяется проект собора Санта-Мария дела Грацие в Монтефьясконе – восьмигранного купольного сооружения, близкого знаменитому проекту Браманте церкви Санта-Мария делле Грацие. По заказу римской курии Микеле Санмикели руководил военно-инженерным укреплением городских стен Пьяченцы и Пармы.

Санмикели Микеле Палаццо Каносса
Палаццо Каносса, 1532
Санмикели Микеле Порта Нуова
Порта Нуова, 1535–1540

После разгрома Рима войсками императора Карла V с 1527 года Санмикели работал в родной Вероне, где построил башенные ворота городских укреплений Порта Нуова и Порта Палио. В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной техники – мастер воплотил внушительные образы неприступных форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, 1533–1540; Порта Сан Дзено, 1541; Порта Ступа, 1557). В архитектуре этих сооружений видно дальнейшее развитие приемов, введенных в употребление Сангалло и Джулио Романе, применение ордерной системы к обработке стены и в то же время распространение рустовки на колонны.

С 1528 года Санмикели Микеле – главный архитектор крепостей Венецианской республики. Санмикели построил городские укрепления Брешии, Бергамо, острова Керкиры и других городов. Среди церковных построек Санмикели в Вероне – капелла Пеллегрини в церкви Сан-Бернардино, купол церкви Сан-Джорджо-ин-Браида, фасад церкви Санта-Мария-ин-Органо, а также цилиндрическая купольная церковь Мадонны ди Кампанья (Санта-Мария делла Паче; 1559) близ Вероны.

В своих великолепных веронских дворцах Санмикеле создал первые образцы нового типа этих зданий, широко распространившегося в европейской архитектуре в последующие два столетия. Палаццо Бевилаква в Вероне (1530) – характерный пример этих сооружений. Мощная рустованная стена внизу, а вверху – огромные арочные окна, обработанные наподобие античных триумфальных арок с изящным, иногда почти вычурным ордером, придают дворцам небывалое прежде великолепие. Палаццо Каносса и особенно Помпеи представляют более строгие примеры веронских дворцов мастера. Палаццо Гримани в Венеции – переработка того же архитектурного типа соответственно условиям этого своеобразного города, в котором главные фасады зданий выходят на каналы: нижний этаж палаццо Гримани обработан не рустом, а пилястрами и включает открытую на Большой канал лоджию.

Микеле Санмикели обогатил ордерную систему сложными декоративными деталями, в том числе мотивами римской триумфальной арки, создал новые типы палаццо, композиция которых уже не замкнута вокруг внутреннего, двора, а развивается от входа (в Венеции – от причала) через парадную лестницу к роскошному парадному залу на 2-м этаже. Величественные фасады этих дворцов сочетают строгую тектонику декора с выразительной пластикой форм (Палаццо Бевилаква, 1530; Палаццо Каносса, 1532, оба в Вероне; Палаццо Гримани в Венеции, с 1556, и другие). Как итальянский архитектор Ренессанса Санмикели на практике использовал наследие древнегреческого зодчества. После выполнения заказов по строительству фортов в Далмации, в Греции, на Крите и на Кипре архитектор стал применять античный опыт, так как в постройках Санмикели встречаются дорические колонны без базы.