Савольдо Джироламо
Картины и биография
Савольдо Джованни Джироламо (Savoldo Giovanni Gerolamo) (около 1480 – после 1548)
Итальянский живописец Высокого Возрождения.
Как художник Савольдо сформировался под влиянием Джорджоне и Тициана; работал в Брешии, а также во Флоренции, Венеции,
Тревизо. Произведения Савольдо, одного из основоположников брешианской школы,
отличаются простотой и демократизмом образов, выразительной
светотеневой лепкой, изысканным колоритом, выдержанным в красно-коричневых и
золотистых тонах (“Святая Магдалина”, 1520–е годы, Национальная галерея, Лондон).
В ранних, еще несколько кватрочентистских суховатых работах Савольдо (например, “Пророк Илия”; Флоренция, собрание Лезер) уже чувствуется его интерес к обычным, простым людям. В его прекрасной картине “Поклонение пастухов” (1520–е; Турин, Пинакотека) проникновенно передана атмосфера просветленной сосредоточенности чувства трех пастухов, с глубоким раздумьем созерцающих новорожденного.
Ясная одухотворенность, светлая и чуть печальная гармония ритмов тихих движений участников события и всего цветового строя композиции явно указывают на связь искусства зрелого Джироламо Савольдо с традициями Джорджоне. Но отсутствие идеализированного благородства образа, естественная задушевность и жизненная простота придают этой картине совершенно особое своеобразие. В дальнейшем интерес к правдивой поэтизации образов обычных людей еще усиливается (например, элегическое изображение на фоне сельского пейзажа пастуха – “Пастух”; Флоренция, собрание Контини-Бонакосси). Портреты, созданные художником Джироламо Савольдо, отмечены свободой и оригинальностью композиции, живостью характеристик (“Венецианка”, Картинная галерея, Берлин-Далем, – оба 1530–е годы; “Портрет мужчины”, Лувр, Париж; “Крестьянин”, начало 1540–х годов, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
Картинам Савольдо присущи непосредственность и простонародность образов, поэтическое восприятие жизни и природы, сочный колорит. В творчестве позднего Джироламо Савольдо, глубоко переживавшего временное разорение родной страны в годы войны с Камбрейской лигой, кратковременный подъем Венеции после 1516 года, а затем общий кризис, охвативший Италию, весьма своеобразно и с большой силой выявились трагические противоречия искусства Возрождения. Длительность кватрочентистских традиций, характерная для несколько провинциальной жизни террафермы (до начала 16 века), заметное влияние живописи северного Возрождения с ее внешне якобы прозаической повествовательностью, тягой к жанровости и интересам к психологической жизни простых людей в творчестве Джироламо Савольдо органически сплавились с принципами ренессансного гуманизма и помогли создать художнику один из весьма демократических вариантов реалистического ренессансного искусства, во многом предвосхищающий искания мастеров первой трети 17 столетия.