Афина Паллада и Кентавр
Искусство Италии 15 века. Ренессанс.
Картина художника Сандро Боттичелли носит название «Афина Паллада и Кентавр» или «Минерва и Кентавр». Размер картины 207 x 148 см, холст, темпера.
Наряду с другими работами Боттичелли исполнил по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи композицию «Афина Паллада и Кентавр»,
которая находилась в его флорентийском палаццо.
Ранее в картине «Афина Паллада и Кентавр» видели политическую аллегорию, посвященную проницательности и искусству Лоренцо Великолепного в делах
дипломатии. Считалось, что Афина Паллада (римская Минерва) олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в
противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. Основанием для такой трактовки послужили медичейские эмблемы,
которыми расшито одеяние богини. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Во второй половине XV века еще не
существовало традиции писать политические аллегории подобного типа. Более правомерно видеть в аллегории нравственную
направленность. В основе картины идея Фичино о двойственности природы человека, соединяющего в себе животное начало, связанное
с жизнью тела, и сферу духа и разума, устремленного ввысь к достижению небесной мудрости. И лишь божественная милость
позволяет преодолеть муки души, томящейся в оковах тела. Кентавр воплощает у Боттичелли соединение в человеке низменного
и высокого. Лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу Кентавра, прототипом головы которого послужил
барельеф с античного саркофага, художник придал выражение глубокого страдания, свойственное святым на его картинах. В
трактовке Афины Паллады Боттичелли также следует классическому образцу но и в этой фигуре заметно сходство с христианской
святой. Неоплатоническому подтексту отвечает и пейзаж, составленный из мрачных скал и чарующих далей.
Перейти к следующей работе мастера ►