Поклонение волхвов
Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов», заказчик алтаря банкир Джованни ди Заноби дель Лама, первоначально картина находилась в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Размер картины 111 x 134 см, дерево, темпера.
Этот сюжет был распространен в живописи Раннего Возрождения. Художники стремились подробно передать обстоятельства евангельского рассказа о чудесном рождении Христа и трех восточных царях, пришедших со своими свитами поклониться Ему. Беноццо Гоццоли, предшественник Боттичелли в трактовке темы, за 16 лет до него выполнивший роспись в домовой капелле Медичи, представил зрелище, развертывающееся почти со сказочной пышностью. Боттичелли создал целую серию картин на тему Поклонения волхвов. Этот сюжет появляется в его творчестве с начала 1470-х годов; самая ранняя работа включала архаические элементы и была переполнена фигурами. Разрабатывая тему, Сандро приходит к построению картины «Поклонение волхвов» 1475 года, лучшей картины этой тематики.
Сандро Боттичелли показывает евангельское событие как некое таинство. В глубине композиции – Святое семейство. Младенец, сидящий на коленях Марии, вызывает у собравшихся чувство глубочайшего благоговения. Художник использует в компоновке сцены разнообразие поз, движений, поворотов и наклонов головы. И подчеркивает это изменчивым, но внутренне связным течением линии. Место, где совершается действо, – это мир древности: в отдалении видны руины античного храма. Но всюду вокруг пробивается новая жизнь, среди камней растут первые побеги – своего рода символ новой эры, которую знаменует рождение Христа. В картине присутствует современность, ибо участники действа – люди, известные тогда всей Флоренции. Многие входили в Братство волхвов; облекаясь в праздник Поклонения волхвов в великолепные одежды, они и на самом деле шествовали верхом через улицы города к месту поклонения. Отзвук этого ритуала преобразился в картине Боттичелли в фантастическое зрелище. В мягком рассеянном сиянии, переданном золотыми линиями и игрой золотых бликов и узоров на одеждах, представители элиты Флоренции созерцают явление божества или Истинного Света.
«Поклонение волхвов» было заказано банкиром Заноби дель Лама, близким к семье Медичи. Оно предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта-Мария Новелла. Одна из отличительных черт картины – многочисленные портреты семьи Медичи и их окружения. Художник Сандро Боттичелли выявляет портретное сходство каждого из персонажей, но и идеализирует их, объединяя в акте возвышенного созерцания.
В левой части картины представлены Лоренцо Медичи, держащийся с некоторой надменностью, на его плечо склонился поэт Анджело Полициано; следующим стоит юный философ граф Пико делла Мирандола, указывающий жестом на чудесное явление Младенца. Продолжим описание картины словами Джорджо Вазари: «И особую выразительность мы видим в старце, который, целуя ноги Господа нашего и тая от нежности, отменнейшим образом показывает, что он достиг цели длиннейшего своего путешествия. Фигура этого царя представляет собой точный портрет Козимо Старшего ди Медичи».
В правой стороне композиции, начиная от центра, изображены сыновья Козимо Старшего, Пьеро и Джованни, уже умершие к моменту написания картины, вблизи от них в черном одеянии с красной отделкой меланхоличный Джулиано Медичи, за ним – философ Джованни Аргиропуло.