Лукреция Панчиатики
Искусство Италии 16-го века
Картина Анджело Бронзино «Лукреция Панчиатики». Размер картины 104 x 85 см,
дерево, масло. Заказчик: Бартоломео Панчиатики, парная картина его жены Лукреции
к портрету самого Бартоломео, также находящемуся во Флоренции. Формирование живописи зрелого маньеризма тесно связано с
Флоренцией, где ее крупнейшим представителем является Анджело (Аньоло) Бронзино, ученик и
близкий друг Понтормо, уже в конце 1530-х годов, ставший придворным художником
Козимо I Медичи; он же считается одним из создателей типа маньеристического парадного
портрета. Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты художника принадлежат к
числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Мастер маньеризма, Бронзино
умеет великолепно построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие
сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность,
утонченный аристократизм и – при всей идеализации – сохранить убедительное
портретное сходство. Но в портретах итальянского художника отчетливо сказывается и воздействие
жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста
запечатлением официально-парадного облика человека, его сословного величия.
Портрет Лукреции Панчиатики написан в 1540 году; представленная на фоне ниши
Лукреция, неестественно выпрямившаяся, смотрящая прямо перед собой неподвижным,
остановившимся взглядом, кажется застывшим изваянием. Это подчеркивается и
спецификой жесткой, холодной живописной манеры Бронзино, у которого материальная
осязательность заменяется иллюзорностью. Поверхность лица Лукреции, написанная в
слитной эмалевой манере, кажется неестественно гладкой, по тону она светлее
жемчужного ожерелья и имеет сходство со слоновой костью, резко и жестко
промоделированные складки рубиново-красного шелкового платья кажутся изваянными
из камня, волосы приобретают металлический отсвет.
Перейти к следующей работе мастера ►