Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми
Искусство Италии 16-го века
Картина Пармиджанино «Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми». Размер картины 222 x 147 см, дерево, масло.
Полное название картины – «Мадонна со святой Маргаритой, апостолом Петром, святым Иеронимом
и архангелом Михаилом». В эволюции маньеризма можно проследить два основных
этапа. Первый из них охватывает 20–30-е годы 16 века и включает в себя
творчество ряда живописцев (в меньшей степени – скульпторов и архитекторов)
римско-тосканского и эмилианского круга. Уже в эти годы маньеризм определяется
как направление, противостоящее передовым, основанным на ренессансных традициях
устремлениям итальянского искусства.
Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают в обстановке все сгущающейся феодальной реакции новые проблемы, которые ставила перед ними действительность, тему трагической сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных позиций. Сохраняя веру в значительность человека, они развивают и обогащают принципы ренессансного реализма, воплощая в образной форме наиболее актуальные идеи своего времени. В то же время приверженцы маньеризма в этот смутный период пишут картины в основном на библейские сюжеты, больше делая акцент на внешнюю красивость изображаемых моделей.
Композиционно настоящая картина построена по принципу "змеевидно-спиралевидного" непрерывного движения к центру картины, при том, что персонажи изображаемого на картине события находятся в относительном покое. Принимая во внимание, что основными действующими лицами многих картин итальянского художника являются Богоматерь с маленьким Христом, такое композиционное решение вполне оправдано. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни Пармиджанино исполнил три лучшие свои религиозные картины – «Мадонна со святой Маргаритой и другими святыми» (конец 1520-х), «Мадонна с розой» (начало 1530-х) и прославленную «Мадонну с длинной шеей» (1534-1540), ставшие его своеобразным творческим завещанием.