Диана и Актеон
Искусство Италии 16-го века
Картина художника Тициано Вечеллио «Диана и Актеон» является парной к картине
"Диана и Каллисто" (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для
испанского короля, 1553-1562. Размер картины 190 x 207 см, холст, масло.
Заказчик – Филипп II Испанский. Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением
луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем.
Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы:
на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян,
плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов,
считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано
предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на
Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией. Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании,
он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась
с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой. С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне.
Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида – Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные
псы. Тициан писал размашистыми мазками и не придавал решающего значения контуру и перспективе. Картины Тициана так строятся цветом,
что (по слова Вазари) «вблизи смотреть на них нельзя и лишь издали они кажутся законченными». Гамма картин
итальянского мастера всегда в золотистых тонах, объемы прописаны очень мягко. В зрелые годы художник снова уделяет большое внимание
цвету, его манера становится еще более свободной, он использует дробный мазок, добиваясь ощущения вибрации на поверхности картин.
Его манера написания фигур, будто тающих в воздухе, отличается большим драматизмом и световыми эффектами. Картинам Тициана
свойственны – тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.
Перейти к следующей работе мастера ►