Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе
Искусство Италии 16-го века
Незавершенная картина художника Тициано Вечеллио «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе».
Размер картины 210 x 176 см, холст, масло. Заказчиком картины являлся племянник папы римского Павла III Оттавио Фарнезе.
В 1540-е годы Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» – в больших полотнах,
изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью
характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины.
Теперь Тициан создает образы, не типичные для Высокого Возрождения. Таков, например, его Павел III, внешне напоминающий по своей композиции портрет Юлия II Рафаэля. Но это сходство лишь оттеняет глубокое различие образов. Голова Юлия изображена с неким объективным спокойствием; она характерна и выразительна и в самом портрете переданы в первую очередь основные, постоянно свойственные этому человеку особенности его характера. Сосредоточенно-задумчивому волевому лицу соответствуют спокойно, властно лежащие на ручках кресла кисти рук. Руки же Павла лихорадочно нервны, складки накидки полны движения. Слегка вобрав голову в плечи, со старчески обвисшей хищной челюстью, настороженными хитрыми глазами смотрит он на нас с портрета.
Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. Характеры переданы с шекспировской силой. Беспокойная настороженность старика, злобно и недоверчиво оглядывающегося на Оттавио, представительная банальность облика Алессандро, пресмыкающаяся льстивость молодого Оттавио, по-своему смелого, но холодного и жестокого лицемера, создают поражающую по своему драматизму сцену. Только человек, воспитанный ренессансным реализмом, мог не побояться показать так беспощадно правдиво всю своеобразную силу и энергию этих людей и одновременно раскрыть суть их характеров. Их жестокий эгоизм, аморальный индивидуализм с суровой точностью выявлены мастером через их сопоставление и столкновение. Именно интерес к раскрытию характеров через их сопоставление, к отражению сложной противоречивости взаимосвязей между людьми побудил Тициана – по существу, впервые – обратиться к жанру группового портрета, получившего широкое развитие в искусстве 17 века.