Архипов Абрам Ефимович
Картины и биография
Архипов Абрам Ефимович – русский художник, живописец бытового жанра. Яркий представитель живописной традиции позднего импрессионизма с характерным для "Союза русских художников" доминирующим интересом к сельской, "почвенно"-бытовой теме.
Архипов родился в 1862 году в крестьянской семье в деревне Егорово Рязанской области. В 1877–1883 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и в 1886–1888 у Василия Дмитриевича Поленова, а также в петербургской Академии художеств в 1884–1886 годах. Жил и работал Абрам Архипов преимущественно в Москве.
С 1902 года Архипов неоднократно совершал поездки на север России, к Белому морю, чутко впитывая впечатления тамошней жизни, сохранившей свой средневековый уклад. Был членом Товарищества передвижников с 1891 года и Союза русских художников с 1904 года. Ранние произведения Архипова ("Пьяница", 1883; "Деревенский иконописец", 1889; обе в Третьяковской галерее) – типичные передвижнические бытовые жанры, в которых нарастает его самобытный, темпераментный дар колориста. Усваивая попутно и опыт импрессионизма, молодой Архипов учится проникновенно передавать цветом атмосферу, глубинный дух сюжета.
Цветовая экспрессия достигает предельной остроты в его знаменитой картине "Прачки" (варианты 1890-х и 1901 годов, Русский музей и Третьяковская галерея). Неизменно более мажорны у него сюжеты деревенской и провинциальной жизни (к примеру, в картинах "Радоница" ("Перед обедней", 1892), Русский музей; "Северная деревня", 1902, Третьяковская галерея), проникнутые чинным ладом размеренного, устоявшегося бытия. Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями красочной природной стихии. Воздухом и светом наполнены пейзажи, тесно связанные с фигурами либо обретающие самостоятельное значение.
После 1917 года манера и тематика картин Архипова не претерпели существенных изменений. Своим широким, темпераментным мазком он по-прежнему писал старую русскую деревню, чьи мотивы, однако, на фоне революционных преобразований, крушивших прежний уклад, обретали все более ностальгический оттенок. Произведения этого периода, впрочем, чаще внешне оптимистичны, а не печальны: архиповские поселяне (в том числе особо популярная "Девушка с кувшином", 1927, Третьяковская галерея) порой воспринимались публикой и критикой как воплощение России, героически принявшей революцию.
Наследие Абрама Архипова, однако, отнюдь не укладывается в узкопартийные рамки. Его сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль мастера, а также авторитет педагога (Архипов был профессором МУЖВЗ с 1892, имея среди учеников Александра Михайловича Герасимова и Сергея Васильевича Герасимова), способствовали закреплению той сферы живописной свободы, красочной "вольницы", которая, хоть и идеологически стесненная, сохранялась даже в самые суровые годы. К тому же тесная связь с сельской "почвой", поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число основоположников особой "деревенской" линии русской живописи, лидером которой позднее стал Аркадий Александрович Пластов. Архипов Абрам Ефимович скончался 25 сентября 1930 года в Москве.