Бурлюк Давид Давидович
Творчество и биография
Бурлюк Давид Давидович (Burlyuk David Davidovich) – русский поэт и художник. Родился в 1882 году на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. В 1898-1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899 году. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в «L’ecole des beaux arts» Кормона.
Вернувшись в Россию, в 1907-1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911-1914 годах занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и других.
Бурлюк считается одним из основателей русского футуризма. Он обладал редкими организаторскими способностями. При его непосредственном участии выходили поэтические сборники, издавались брошюры, проводились выставки и устраивались диспуты футуристов. В 1913-1914 годах он организовал знаменитое турне футуристов по городам России, выступал с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Весной 1915 года Бурлюк приехал на станцию Иглино в Уфимской губернии, где находилось поместье его жены. За два года, проведенные здесь, он успел создать около двухсот полотен. Многие из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова. На сегодняшний день музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. В 1918-1920 годах Бурлюк гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.
В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США. В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца российского футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х – начале 1930-х годов группы советских художников «13». В 1956 и в 1965 годах Бурлюк посетил СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки. Давид Бурлюк умер в 1967 году в городе Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.
Примечание. Футуризм (от лат. futurum – будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 – 1920-х годов. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) – языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).