Чистяков Павел Петрович
Картины и биография
Чистяков Павел Петрович – русский исторический живописец, художник бытового и портретного жанра, выдающийся педагог. Родился в 1832 году в селе Пруды Тверской губернии Бежецкого уезда. Первоначальное образование получил в бежецком уездном училище. Своим развитием в немалой степени Чистяков обязан отцу, крепостному крестьянину в имении генерал-майора Артамона Тютчева, понимавшему всю важность просвещения.
В 1849 году Чистяков поступил в ученики Императорской Академии художеств, в которой ближайшим его наставником был профессор Петр Васильевич Басин. Получив в академии все установленные серебряные медали за классные рисунки и этюды с натуры в 1854–1858 годах, Чистяков выступил конкурентом на малую золотую медаль и приобрел ее в 1860 году исполненной по программе картиной "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту" (в настоящее время картина хранится в музее Российской Академии Художеств). В 1861 году Чистяков окончил курс Академии с большой золотой медалью и со званием художника XIV класса.
Большую золотую медаль Чистяков получил за написанную по программе картину "Великая княгиня Софья Витовна на свадьбе великого князя Василия Темного", это предоставило художнику право на путешествие за границу в качестве пенсионера академии. Полное и правильное название дипломной картины Чистякова – "На свадьбе великого князя Василия Васильевича Темного великая княгиня Софья Витовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно".
Получив государственный пенсион после окончания Академии, Чистяков покинул Россию в 1863 году. Посетив некоторые города Германии, художник затем работал в Париже и Риме. В Италии Чистяков много трудился над изображением различных человеческих типов. В 1864 году художник приступил к созданию большой картины на тему древнеримской истории "Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия", сделал много этюдов и зарисовок. Над картиной он работал почти всю свою жизнь, но так ее и не завершил. В 1867 году он написал картину "Римский нищий". За эту и другие картины ("Голова чучарки" и "Француз, собирающийся на публичный бал") художник получил звание академика по возвращении в Петербург в 1870 году. С этого момента и до конца дней жизнь Чистякова будет почти полностью отдана Академии художеств.
В последующие годы Чистяков, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко появлялся перед публикой со своими новыми произведениями, из которых важнейшим надо признать "Старого боярина" (1876, находится в Третьяковской галерее в Москве). В 1872 году Чистяков получил в Академии должность адъюнкт-профессора, а по преобразовании этого учреждения в 1892 году назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской. Именно под его руководством велись данного вида работы в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христа в Петербурге.
К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах Чистякова, в которых обучалось несколько сотен студентов; большинство русских художников второй половины XIX века, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями. А многие прошли у него систематическую школу, в их числе – В. Борисов-Мусатов, И. Остроухов, Е. Поленова, В. Савинский, Г. Семирадский и многие другие. Но лучшим свидетельством педагогической деятельности Чистякова в истории русского искусства служит плеяда его выдающихся воспитанников – Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Серов, Суриков. К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие Академию художеств с золотыми медалями.