Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Егоров Алексей Егорович
Картины и биография

Егоров Алексей Егорович – русский живописец, мастер исторического жанра, автор картин религиозной тематики, калмык по происхождению. Родился в 1776 году в улусе орды, ушедшей из Поволжья в китайские владения. Шестилетним мальчиком был подобран казаками, преследовавшими орду.

Егоров Явление Христа Марии Магдалине
Явление Христа Марии Магдалине, 1818, ГТГ, Москва
Егоров Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем
Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем, 1830, ГТГ
Егоров Симеон Богоприимец
Симеон Богоприимец, 1830-1840, Новгородский музей-заповедник

Егоров попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 году был переведен в Воспитательное училище при Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Наставниками Егорова во время учебы в Академии были профессора Акимов и Угрюмов. По окончании курса в 1797 году Егоров был оставлен при академии и определен преподавателем в ее классах. В 1803 году отправлен за границу, в Италии художник изучал произведения Рафаэля и других итальянских мастеров.

По возвращении своем в 1807 году в Санкт-Петербург художник был назначен адъюнкт-профессором исторической живописи в академии и вскоре затем возведен в звание академика за эскиз картины "Положение во гроб". Впоследствии преподавал рисование императрице Елизавете Алексеевне. В 1812 году Егоров был удостоен звания профессора. В 1814 году окончил лучшее свое произведение "Истязание Спасителя".

Егоров Мария Петровна Буяльская
Мария Петровна Буяльская, 1821, Русский музей
Егоров Авдотья Ивановна Голицына в образе весталки
Авдотья Ивановна Голицына в образе весталки, 1820-е, Кузьминки
Егоров Алексей Илларионович Философов
Алексей Илларионович Философов, генерал от артиллерии, 1840-е

Пользуясь громкой известностью как превосходный рисовальщик, Алексей Егоров написал множество картин, преимущественно религиозного содержания. Образа и целые иконостасы работы Егорова украшают строившиеся или обновлявшиеся в его время храмы столицы и многие иногородние церкви.

С годами кисть живописца все более утрачивала свои достоинства, и это обстоятельство, равно как и появление молодых, более даровитых живописцев, каковыми были: Карл Брюллов, Петр Басин и Федор Бруни, были причиной того, что в 1840 году, император Николай I, недовольный образами, написанными Егоровым для Екатерининской церкви в Царском Селе, уволил его от службы при академии.

Егоров Истязание Спасителя
Истязание Спасителя, 1814, Русский музей
Егоров Сошествие Святого Духа на апостолов
Сошествие Святого Духа на апостолов, (эскиз) 1811, ГТГ
Егоров Купающиеся нимфы
Купающиеся нимфы, 1800-е, Третьяковская галерея

Изгнанный из стен Академии Художеств, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников – Брюллова, Маркова, Шамшина и других живописцев. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением.

Егоров не упал духом и продолжал работать до конца своей жизни. Его работы отличаются строгой, академической правильностью рисунка, но холодны по замыслу и экспрессии и страдают безжизненным, хотя и гармоничным колоритом. Но Егоров оставил по себе память как отличный преподаватель, имевший влияние на образование нескольких поколений художников. Он занимался также гравированием крепкой водкой и издал серию исполненных этим способом гравюр, изображающих различные события священной истории.

Егоров Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем, 1833, Музей, Самара
Егоров Алексей Романович Томилов
Алексей Романович Томилов, 1831

Работы Егорова находятся во многих Санкт-Петербургских церквах, как, например, в Казанском и Троицком соборах, в церкви Таврического дворца, в церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге, а также в Царском Селе и Новгороде. Егоров Алексей Егорович умер в 1851 году.

Raquel Welch