Егоров Алексей Егорович
Картины и биография
Егоров Алексей Егорович – русский живописец, мастер исторического жанра, автор картин религиозной тематики, калмык по происхождению. Родился в 1776 году в улусе орды, ушедшей из Поволжья в китайские владения. Шестилетним мальчиком был подобран казаками, преследовавшими орду.
Егоров попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 году был переведен в Воспитательное училище при Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Наставниками Егорова во время учебы в Академии были профессора Акимов и Угрюмов. По окончании курса в 1797 году Егоров был оставлен при академии и определен преподавателем в ее классах. В 1803 году отправлен за границу, в Италии художник изучал произведения Рафаэля и других итальянских мастеров.
По возвращении своем в 1807 году в Санкт-Петербург художник был назначен адъюнкт-профессором исторической живописи в академии и вскоре затем возведен в звание академика за эскиз картины "Положение во гроб". Впоследствии преподавал рисование императрице Елизавете Алексеевне. В 1812 году Егоров был удостоен звания профессора. В 1814 году окончил лучшее свое произведение "Истязание Спасителя".
Пользуясь громкой известностью как превосходный рисовальщик, Алексей Егоров написал множество картин, преимущественно религиозного содержания. Образа и целые иконостасы работы Егорова украшают строившиеся или обновлявшиеся в его время храмы столицы и многие иногородние церкви.
С годами кисть живописца все более утрачивала свои достоинства, и это обстоятельство, равно как и появление молодых, более даровитых живописцев, каковыми были: Карл Брюллов, Петр Басин и Федор Бруни, были причиной того, что в 1840 году, император Николай I, недовольный образами, написанными Егоровым для Екатерининской церкви в Царском Селе, уволил его от службы при академии.
Изгнанный из стен Академии Художеств, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников – Брюллова, Маркова, Шамшина и других живописцев. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением.
Егоров не упал духом и продолжал работать до конца своей жизни. Его работы отличаются строгой, академической правильностью рисунка, но холодны по замыслу и экспрессии и страдают безжизненным, хотя и гармоничным колоритом. Но Егоров оставил по себе память как отличный преподаватель, имевший влияние на образование нескольких поколений художников. Он занимался также гравированием крепкой водкой и издал серию исполненных этим способом гравюр, изображающих различные события священной истории.