Фердинанд Лееке и его картины по мотивам «Кольца Нибелунгов» Рихарда Вагнера
Немецкий художник Фердинанд Лееке (Ferdinand Leeke) известен как блестящий популяризатор опер Рихарда Вагнера в жанре изобразительного искусства, а также как автор произведений древнегерманской тематики. Он родился 7 апреля 1859 года в Бурге близ города Магдебург. Лееке начал свой творческий путь в 1881 году в залах знаменитой Академии изящных искусств в Мюнхене под руководством мастеров Людвига фон Хертериха и Александра фон Лицен-Майера.
В дальнейшие годы Лееке сформировал и усовершенствовал свой уникальный стиль, яркую и красочную смесь реализма и романтизма. Этот стиль нашел свое самое сильное выражение во выдающемся произведении художника, серии картин, широко и с большой страстью посвященных операм Рихарда Вагнера. Эту потрясающую серию картин Лееке создал между 1889 и 1898 годами по заказу Зигфрида Вагнера, сына великого немецкого композитора.
Каждое произведение искусства этого цикла работ – дань музыке, живописная интерпретация, переносящая зрителя вглубь сюжета оперы. Самая впечатляющая из этих работ, «Вотан и Брунгильда», погружает зрителя в мистический мир германской мифологии. Эти работы затем в 1899 году были опубликованы в виде плакатов мюнхенским художественным издательством «Франц Ханфштенгль» и дополнены текстом Франца Мюнкера, напечатанным с помощью сложной шестицветной полутоновой гравюры.
В картине «Тангейзер и Венера в Венусберге» Лееке изображает сцену из оперы Рихарда Вагнера. Сюжет оперы основан на немецкой мифологии и средневековых легендах и сосредоточен на теме любви. Вначале герой добровольно становится пленником Венеры в ее пещере Венусберг. Эту сцену художник и решил изобразить в своём произведении. В картине перекликаются мотивы оперы, например, пастух и его флейта или далекий замок Вартбург на холме.
Лееке в своей работе создает высокий уровень детализации, подчеркивая драпировки и сияющий металл, но сохраняет аллюзивность, сухость и блеклость, что способствует созданию легендарной атмосферы. Здесь художник также ссылается на будущие события. В то время как обнаженное тело Венеры и ее обнимающая рука позволяют зрителю понять нынешнюю природу отношений между фигурами, долина и замок намекают на будущую попытку Тангейзера найти спасение от земных удовольствий за пределами пещеры.
Немецкий живописец Фердинанд Лееке, создав десять картин по мотивам вагнеровского «Кольца Нибелунгов» по заказу Зигфрида Вагнера, и далее продолжил писать картины по этой тематике, но уже в частном порядке. Так как работы художника были в дальнейшем воспроизведены с использованием революционного на тот момент процесса цветной фотографической печати, это принесло автору большую популярность вплоть до начала XX века. Известно, что либретто опер XIX столетия не содержало образов. Однако то, что произошло в Германии в конце XIX века (в случае с репрезентациями Лееке нибелунговского цикла Вагнера), повторилось в Англии только в 1910 году в работах художника Артура Рэкхема.