Натье Жан-Марк
Картины и биография
Натье Жан-Марк (Nattier Jean-Marc) – французский живописец, автор портретов августейших особ династии Романовых. Родился в семье художников в 1685 году в Париже. Первоначальное художественное образование получил под руководством своего отца Марка Hатье, портретиста и гравера.
В семье Жан-Марка его мать Мария Куртюа создавала миниатюры, а брат Жан-Батист писал картины исторического жанра. Жан-Марк Натье продолжил свое обучение в Королевской Академии художеств, совершенствовал свою технику живописи копированием картин Рубенса в картинной галерее Люксембургского дворца. В 1713 году за картину "Персей превращает Финея в камень" живописец был принят в члены Королевской Академии художеств и впоследствии состоял в числе ее профессоров.
В 1715 году художник Жан-Марк Натье отправился в Амстердам, где тогда находился русский царь Петр Великий со своей немногочисленной свитой. Будучи милостиво принят русским государем, художник написал несколько портретов лиц его свиты, картину "Полтавская битва" и, в Гааге, портрет императрицы Екатерины I (в Романовской галерее Зимнего дворца).
Натье начал, но не успел окончить портрет самого императора при его жизни. Петр предложил Натье уехать с ним в Россию, но художник отклонил приглашение царя стать придворным живописцем дома Романовых, мотивируя свое решение преданностью Франции.
По заказу Петра Великого художником были написаны картины "Битва при Лесной", отобразившие два знаменательных события Северной войны. Российский император этих работ Жан-Марка Натье увидеть не смог, картины были привезены в Санкт-Петербург уже после кончины царя.
Начиная с 1720-х годов, Натье посвятил себя исключительно портретной живописи и исполнил несчетное количество портретов членов королевской фамилии, представителей, в особенности же представительниц французской аристократии и выдающихся людей тогдашней эпохи. Портретные работы, равно как и сравнительно немногие исторические картины Натье, отличаются блестящим колоритом, грациозной постановкой фигур, красивой укладкой драпировок и вообще изяществом исполнения.
К лучшим работам Натье в этом жанре относят портреты: дочерей Людовика XV, королевы Марии Лещинской (в Версальском историческом музее), принцессы Аделаиды Французской (в Луврском музее), Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур в виде Авроры (в Марсельском музее), маршала Франции герцога Ришелье, графини Марии-Генриетты Бертело де Пленэ, маркизы де Тильер, баронессы Аллонвиль в виде Флоры, танцовщицы Камарго (в Нантском музее) и многих других сановных лиц и влиятельных фавориток.
Картины Жан-Марка Натье хранятся в Лувре, национальном музее Версальского дворца и Трианонов, Государственном Эрмитаже, московском музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Дрезденской картинной галерее, музее изящных искусств Сан-Франциско, мюнхенской Старой Пинакотеке, музее Тиссен-Борнемица в Мадриде, во многих других художественных музеях, картинных галереях и частных собраниях. Жан-Марк Натье скончался в 1776 году в своем родном городе Париже. По материалам статьи Андрея Ивановича Сомова из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.