Шервуд Владимир Осипович
Картины и биография
Шервуд Владимир Осипович – русский живописец, архитектор и скульптор, представитель эклектизма. Родился в 1832 году в небогатой дворянской семье в Елатомском уезде Тамбовской губернии. Оставшись сиротой в раннем детстве, мальчик был определен в воспитанники сиротского училища при Константиновском межевом институте, а через несколько лет переведен в архитектурную школу при Кремлевском дворцовом архитектурном училище. Именно тогда подросток познакомился с азами архитектуры и рисовального мастерства.
Далее юноше было предложено учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором его наставниками стали художники и скульпторы Михаил Иванович Скотти, Николай Александрович Рамазанов и Карл Иванович Рабус. Окончив курс этого заведения в 1857 году, Шервуд получил от Императорской Академии художеств звание свободного художника по части пейзажной живописи.
Начало его самостоятельного творчества было многоплановым; Шервуд исполнял самые разнообразные работы: рисовал орнаменты, делал архитектурные чертежи, писал пейзажи, бытовые сцены и портреты. Благодаря знакомствам с иностранцами Шервуд стал получать из-за границы заказы на картины русского жанра. В начале 1860-х годов он по приглашению Чарльза Диккенса отправился в Лондон писать портрет его семейства, затем пять лет прожил в Англии, занимаясь различными видами художественного творчества.
По возвращении в Россию Шервуд написал замечательную серию портретных работ, в том числе: профессора всеобщей истории Московского университета Владимира Ивановича Герье, писателя Александра Владимировича Станкевича, юриста и философа Бориса Николаевича Чичерина, Н.Н. Тютчева, переводчика шекспировских произведений Николая Христофоровича Кетчера, историка и археолога Ивана Егоровича Забелина, князя Владимира Андреевича Долгорукова и других известных лиц.
В 1868 году за картину "Беседа Христа с Никодимом" Совет Академии художеств присвоил Шервуду звание классного художника третьей степени, а в 1869 году за представленные на академическую выставку портреты – звание художника первой степени, наконец, в 1872 году, также за портреты, Шервуд был возведен в звание академика.
Занимаясь живописью, Шервуд не переставал трудиться и в разработке различных архитектурных проектов. Он спроектировал особняк для семьи финансиста и барона Якова Андреевича фон Рекк в Замоскворечье. Эта эклектическая постройка, сочетающая импозантность и вычурную роскошь, примечательна рациональным и компактным способом организации внутреннего пространства. В ней доминирует высокий, сильно вынесенный вперед объем северного, углового зала, оформленного снаружи пышным порталом с двумя парами колонн коринфского ордера; с ним контрастирует трехгранный, прихотливо и вычурно декорированный объем на южном углу здания, завершенный куполом со сложным силуэтом. Фасад покрывает сочная, пластически проработанная лепнина, обильно используется скульптура, на выносах цоколя установлены две каменные скульптуры львов. Парадные помещения, вестибюль и широкая трехмаршевая лестница сохранили обильный лепной декор. Строительство по проекту русского живописца и архитектора было завершено в 1897 году его сыном Сергеем Владимировичем Шервудом.
По поручению бывшего директора Строгановского училища технического рисования художник составил проект здания в русском стиле для музея этого заведения. Когда же был открыт конкурс на постройку на Красной площади в Москве Императорского Российского Исторического музея, Шервуд представил на него проект, разработанный им в сотрудничестве с инженером Семеновым. Этот проект был удостоен первой премии и утвержден к исполнению. В отделке залов музея впоследствии принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов и С.А. Коровин.
В 1888 году Высочайше утверждено "Положение об Императорском Российском Историческом музее", по которому музей имеет целью "собирать разнородные предметы древности и старины, которые в своей совокупности представляли бы наглядную и полную, по возможности, картину прошлой жизни как русского народа, так и других обитавших в России народов". Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства. Шервуду удалось органично связать здание музея с окружающими его шедеврами древнерусского зодчества, прежде всего с Московским Кремлем.
Так как предполагалось украсить музей статуями великих русских людей, Шервуд, ввиду некоторых особых обстоятельств, вынужден был сам заняться скульптурой. Первым произведением его по этой части была фигура "Баян", после которой он изваял бюсты знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, Николая Христофоровича Кетчера и Ивана Алексеевича Кононова. По его проектам сооружены: в 1887 году памятник-часовня "Гренадерам – героям Плевны" у Ильинских ворот в Москве, в 1889 году памятник императору Александру II в Самаре и в 1897 году памятник хирургу Пирогову у здания хирургической клиники 1-го Медицинского института. Шервуд Владимир Осипович умер в Москве в 1897 году, похоронен в некрополе Донского монастыря.