Штернберг Василий Иванович
Картины и биография
Штернберг Василий Иванович – русский живописец, художник бытового жанра и мастер пейзажа, автор малороссийских и итальянских ландшафтных сцен. Родился в 1818 году в Санкт-Петербурге в семье горного чиновника. Сначала учился живописи в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего слушателя-студента, а в 1835 году был принят в число полноправных академистов.
Руководителем Штернберга в классе пейзажной живописи был Максим Никифорович Воробьев, но наравне с пейзажем молодого художника влекла к себе и живопись бытовая. Редкую способность к бытовому жанру выказывали рисунки и карикатуры, которые Штернберг создавал с первых дней пребывания в академии и которыми приводил в удивление своих товарищей и учителей.
Летние месяцы художник проводил в Малороссии, в Качановке Черниговской губернии – имении любителя искусства Григория Степановича Тарновского, покровителя живописца. Эти поездки близко познакомили Штернберга с украинскими народным бытом и природой, которые он и воспроизводил мастерски в своих карандашных рисунках, акварелях и картинах. В 1837 году за работы, исполненные в Малороссии, в том числе за акварель "Ярмарка в местечке Ичне" (приобретенную императором Николаем I для альбома супруги), Академия художеств наградила Штернберга малой золотой медалью.
В 1838 году за картину "Освящение пасх в Малороссии" (куплена также государем для подарка великой княгине Марии Николаевне) Штернберг получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. В 1840 году художник совершил путешествие до Оренбурга в составе экспедиции графа Перовского в Хиву, а затем был отправлен в Италию, в качестве пенсионера академии. Поселившись в Риме, Штернберг продолжал усердно трудиться, хотя чувствовал себя чужим среди итальянских людей и природы. Его тянуло на родину, к знакомым и любимым сюжетам. Но судьба не судила ему вернуться в Россию: он умер в 1845 году в Риме, во цвете лет, на полпути развития своего замечательного таланта.
Из картин Штернберга, кроме вышеупомянутого полотна "Освящение пасх", известны: "Игра в жмурки в усадьбе Григория Степановича Тарновского", "Мельница в степи" (обе в музее императора Александра III; примечание, в настоящее время в Русском музее в Санкт-Петербурге), "Итальянки у водоема", "Итальянец-простолюдин" (обе в музее академии художеств; примечание, в настоящее время в Русском музее), "Римские пифферари", "Итальянские крестьяне, играющие в карты, в остерии", "Этюд головы молодого итальянца", "Этюд головы старика-итальянца" (все четыре в Публичном музее; примечание, в настоящее время в Третьяковской галерее в Москве), "Малороссийский шинок", "Калмыцкие юрты", "Выдубецкий монастырь близ Киева", "Вид в Киеве", портрет самого художника, "Озеро Неми", "В окрестностях Альбано" и "Этюд листьев" (все восемь в Третьяковской галерее) и "Михаил Иванович Глинка за сочинением оперы в имении Тарновского" (в частном собрании у А.Н. Марковича).
Василий Иванович Штернберг был отличным рисовальщиком, акварелистом, живописцем. Работал в различных направлениях художественного творчества – писал портреты, пейзажи и жанровые сцены. Рисунки и акварели Штернберга многочисленны и встречаются почти во всех общественных и частных коллекциях. По материалам статьи русского художественного критика и историка искусства Владимира Васильевича Стасова "Живописец Штернберг" в журнале "Вестник изящных искусств" за 1887 год.