Шестикрылый серафим (Азраил)
Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим (Азраил)». Холст, масло.
Портреты жены, «Жемчужина», автопортреты – уже этих вещей было бы достаточно,
чтобы убедиться в красоте «предзакатного» периода Врубеля. Но разве не возникало
у него в это время какой-либо доминирующей заветной темы, как в прошлые годы
русские сказки и Демон?
Такая тема была – полная высокой значительности тема Пророка, внушенная
известным стихотворением Пушкина:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Впервые иллюстрацию к «Пророку» Врубель
сделал еще в 1898 году – она была ему заказана для юбилейного издания сочинений
Пушкина. Затем «Демон» всецело поглотил Врубеля, и тема Пророка возобновилась в
его творчестве только через несколько лет, после болезни. Теперь она стала для
него главной.
На картине 1904 года шестикрылый серафим с мечом и горящей
лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет,– и называется
картина «Азраил» (ангел смерти). Как в ярком бредовом сне, возникает из
зелено-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела
смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с
невидящими (или всевидящими?) громадными глазами. Это выражение надвигающейся,
неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот взнесенный меч серафима Азраила и его
«угль, пылающий огнем». Сильное, грозное произведение.
Перейти к следующей работе мастера ►